Решения и определения судов

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 06.05.2009 В том случае, когда истцу присуждена компенсация морального вреда, но он умер, не успев получить ее, взысканная сумма компенсации входит в состав наследственного имущества и может быть получена его наследниками, так как со времени вступления в законную силу решения суда о ее взыскании является денежным обязательством должника, которое не связано с личностью взыскателя.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 мая 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе М. на определение Балашовского районного суда Саратовской области от 31.03.2009 года о замене стороны в исполнительном производстве по взысканию компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

приговором Балашовского городского суда от 10 февраля 2005 года, вступившим в законную силу 1 марта 2005 года, М. осужден по ст. 111 ч. 4 УК РФ к 5 годам лишения свободы. Гражданский иск потерпевшей Е. к М. удовлетворен, и взыскано в счет возмещения морального вреда
27 тысяч рублей.

Исполнительное производство о взыскании компенсации морального вреда было возбуждено 11 марта 2005 года Балашовским ПССП Саратовской области, исполнительный лист 11 мая 2005 года направлен для исполнения в учреждение по месту отбытия М. наказания. Удержание по исполнительному листу произведено частично.

Е. умерла 23 октября 2005 г. Нотариусом Балашовского нотариального округа г. Балашова и Балашовского района Саратовской области И. 27 ноября 2008 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имущество умершей Е., состоящего из задолженности по исполнительному листу по уголовному делу в размере 27 тысяч рублей.

И. обратилась в суд с заявлением к М., в котором просила произвести замену стороны по исполнительному производству в части взыскания морального вреда в размере 27 тысяч рублей, ввиду выбытия взыскателя из правоотношений в связи со смертью Е., в порядке наследования на И.

Судом постановлено указанное выше определение, которым удовлетворено заявление И. о взыскании с М. в ее пользу в счет погашения морального вреда 26 240 рублей 99 копеек (остаток долга), чем произведена замена взыскателя.

В частной жалобе М. поставлен вопрос об отмене определения суда как незаконного. Автор жалобы, не соглашаясь с определением суда, указывает, что с момента смерти потерпевшей Е. он освобожден от возмещения морального вреда, так как данное неимущественное право, по его мнению, связано с личностью взыскателя и не может быть передано по наследству.

Проверив законность и обоснованность определения в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов частной жалобы, судебная коллегия считает, что не имеется оснований к его отмене.

Согласно ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон
в спорном или установленном решением суда правоотношении суд допускает замену этой стороны ее правопреемником.

В соответствии с положениями статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства (смерти) вещи, иное имущество и имущественные права. Таким образом, в наследственную массу включаются объекты гражданских прав, предусмотренные статьей 128 ГК РФ, право на которые возникло у наследодателя ранее на основании определенных отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Материалами дела подтверждено, что исполнительный лист по уголовному делу от 10 февраля 2005 года на взыскание с М. в пользу Е. в возмещение морального вреда 27 тысяч рублей, принят к производству судебным приставом - исполнителем Балашовского ПССП Саратовской области 11 марта 2005 года, о чем вынесено постановление на сумму возмещения вреда 27 тысяч рублей.

Согласно свидетельство о смерти от 26 октября 2005 года, Е. умерла 23 октября 2005 года. После умершей Е. 19 апреля 2006 года нотариусом Балашовского нотариального округа г. Балашова и Балашовского района Саратовской области заведено наследственное дело по заявлению И.

Свидетельство о праве на наследство по закону от 27 ноября 2008 года удостоверяет юридическое основание, определяющее переход к наследнику права, принадлежавшего наследодателю Е. на получение компенсации морального вреда по приговору Балашовского городского суда от 10 февраля 2005 года, при его жизни.

Судом первой инстанции правильно определено, что процессуальное правопреемство исключается в случаях, когда недопустимо преемство в материальном праве, в частности, когда требование неразрывно связано с личностью истца или ответчика (по искам о расторжении брака, взыскании алиментов и др.), а также когда преемство противоречит закону или договору (ст. 383, ч. 2 ст. 1112 ГК РФ).

Согласно статье
35 (часть 4) Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.

В силу ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда взыскивается в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Как правильно указано автором жалобы, само право заявить требование о взыскании компенсации морального вреда, связано с личностью потерпевшего и носит личный характер. Поэтому данное право не входит в состав наследственного имущества и не может переходить по наследству.

Однако, в том случае, когда истцу присуждена компенсация морального вреда, но он умер, не успев получить ее, взысканная сумма компенсации входит в состав наследственного имущества и может быть получена его наследниками, так как со времени вступления в законную силу решения суда о ее взыскании является денежным обязательством должника, которое не связано с личностью взыскателя.

Доводы жалобы о том, что моральный вред причинен Е. от потери близкого ей человека, и поэтому И. не имеет права на получение указанной компенсации, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм гражданского законодательства. Приведенные доводы были предметом обсуждения суда первой инстанции и в обжалуемом определении им дана правильная правовая оценка.

При таких обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным. Оснований к его отмене, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 366, 374 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия

определила:

определение Балашовского районного суда Саратовской области от 31.03.2009 года о замене стороны в исполнительном производстве о взыскании с М. компенсации морального вреда, причиненного преступлением, - оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.