Решения и определения судов

Постановление президиума Верховного суда Республики Карелия от 15.09.2010 по делу N 44-у-66/2010 Приговор и постановление районного суда отменены, поскольку дата постановления приговора, указанная в его вводной части, и дата начала исчисления срока отбывания наказания осужденному не соответствуют материалам дела, постановлением судьи были внесены по существу изменения в приговор и, кроме того, ухудшено положение осужденного, поскольку срок наказания фактически увеличен на один год относительно указанного в приговоре срока исчисления наказания.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2010 г. по делу N 44-у-66/2010

(извлечение)

Президиум Верховного Суда Республики Карелия в составе:

Председательствующего: Таратунина Б.К.

Членов Президиума: Кабанен Н.И., Шмотиковой С.А., Рочевой Е.С., Стракатовой З.Е., Галашевой И.Н.

рассмотрел в судебном заседании надзорное представление заместителя прокурора Республики Карелия Правоторова Д.Л. о пересмотре приговора Пудожского районного суда Республики Карелия от 01 февраля 2009 года, кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 марта 2010 года, постановления Пудожского районного суда Республики Карелия от 02 февраля 2010 года в отношении К.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Карелия Крыловой Э.Н., изложившей обстоятельства дела, мотивы надзорного представления и
постановления о возбуждении надзорного производства, мнение заместителя прокурора Республики Карелия Гусакова Э.Г., поддержавшего надзорное представление, объяснения осужденного К. в режиме видеоконференц-связи, его защитника - адвоката Ямчитского М.А., полагавших представление прокурора удовлетворить, Президиум

установил:

приговором Пудожского районного суда Республики Карелия от 01 февраля 2009 года

К., не судимый,

осужден по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК РФ (в редакции уголовного закона от 17.12.2009 г.) к 6 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания исчислен с 01 февраля 2009 года.

Взыскана с К. в пользу А. компенсация морального вреда в сумме 250 000 рублей.

По делу разрешена судьба вещественных доказательств.

Постановлением Пудожского районного суда Республики Карелия от 02 февраля 2010 года рассмотрено ходатайство адвоката Медведева Э.В. об устранении сомнений и неясностей в приговоре: постановлено считать датой вынесения приговора - 01 февраля 2010 года, определено исчислять срок наказания с 01 февраля 2010 года.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 марта 2010 года указанный приговор изменен: действия К. переквалифицированы с ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от 17.12.2009 г. N 377-ФЗ) на ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 г.)

В остальной части приговор оставлен без изменения.

К. признан виновным в покушении на умышленное причинение смерти А., совершенном в период с 13 по 15 сентября 2009 года в пос. <...> Республики Карелия при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В надзорном представлении заместитель прокурора Республики Карелия Правоторов Д.Л.
просит отменить приговор и кассационное определение, передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение, полагая их незаконными, постановленными с фундаментальными нарушениями уголовно-процессуального закона, которые неоспоримо свидетельствуют о наличии судебной ошибки и делают невозможным исполнение приговора.

В обоснование представления прокурор ссылается на то, что согласно приговору датой его постановления является 01 февраля 2009 года. Срок наказания осужденному исчислен с этой же даты, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Из протокола судебного заседания следует, что приговор в отношении К. постановлен и провозглашен 01 февраля 2010 года, осужденный взят под стражу в зале суда.

Кроме того, указывает, что принимая решение от 02 февраля 2010 года о внесении изменений в приговор суда относительно даты его провозглашения и исчисления срока отбывания наказания осужденному в порядке, предусмотренном ст. ст. 397, 399 УПК РФ, суд вышел за пределы своих полномочий, что в силу ч. 1 ст. 409, ч. 1 ст. 381 УПК РФ является основанием для отмены постановления судьи и прекращения производства в этой части.

Рассмотрев материалы дела по доводам надзорного представления, Президиум Верховного Суда Республики Карелия находит их обоснованными, а обжалуемые судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 7 УПК РФ и ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, и признается таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями норм УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.

Как следует из приговора Пудожского районного суда Республики Карелия в отношении К., он постановлен 01 февраля 2009 года. Срок отбывания наказания осужденному также исчислен с 01 февраля 2009 года.

Вместе с тем,
в соответствии с материалами уголовного дела, К. обвинялся и осужден за покушение на умышленное убийство А., совершенное с 13 по 15 сентября 2009 года. Согласно протоколу судебного заседания приговор в отношении К. постановлен и провозглашен 01 февраля 2010 года.

Таким образом, дата постановления приговора, указанная в его вводной части, и дата начала исчисления срока отбывания наказания осужденному не соответствуют материалам дела.

Фактически по настоящему делу К. признан виновным и осужден за совершение преступления после постановления приговора, в срок отбытия наказания ему зачтен период времени, когда он находился на свободе.

Изложенные обстоятельства неоспоримо свидетельствуют о наличии судебной ошибки, выразившейся в неправильном указании даты постановления приговора суда, что повлекло неверное исчисление осужденному срока наказания, уменьшение срока отбывания наказания.

Поскольку указанные нарушения противоречат основным принципам уголовного судопроизводства - его назначению и законности при производстве по уголовному делу, повлияли на законность постановленного в отношении К. приговора, влекут явное несоответствие назначенного осужденному срока наказания его реальному исполнению, их следует признать существенными (фундаментальными).

В силу ст. 405 УПК РФ, учитывая, что установленный законом годичный срок для пересмотра судебного решения в сторону ухудшения положения осужденного при наличии фундаментальных нарушений закона не истек, а также не истек срок давности привлечения К. к уголовной ответственности, Президиум находит приговор Пудожского районного суда от 01 февраля 2009 года, кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 марта 2010 года подлежащими отмене с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение.

Постановлением судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 02 февраля 2010 года в порядке, предусмотренном п. 15 ст. 397 УПК РФ, постановлено считать
датой вынесения приговора в отношении К. - 01 февраля 2010 года, исчислять срок наказания осужденному с 01 февраля 2010 года.

Таким образом, постановлением судьи были внесены по существу изменения в приговор и, кроме того, ухудшено положение осужденного, поскольку срок наказания ему фактически увеличен на один год относительно указанного в приговоре срока исчисления наказания.

Однако, по смыслу п. 15 ст. 397 УПК РФ, к вопросам, подлежащим рассмотрению судом при исполнении приговора, относятся сомнения и неясности, возникшие в результате недостатков приговора, устранение которых не затрагивает существа приговора и не влечет ухудшение положения осужденного.

Кроме того, эти вопросы могут рассматриваться лишь после вступления приговора в законную силу.

При таких обстоятельствах, судебное постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по материалу- прекращению.

В связи с отменой приговора и, принимая во внимание, что К. обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, может скрыться от суда и воспрепятствовать таким образом производству по уголовному делу в разумные сроки, Президиум Верховного Суда Республики Карелия, руководствуясь требованиями статей 97, 108, 255 УПК РФ, избирает подсудимому К. меру пресечения в виде заключения под стражу.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 379, ст. 405, ст. ст. 408 - 409 УПК РФ, Президиум

постановил:

1. Надзорное представление прокурора удовлетворить.

2. Приговор Пудожского районного суда от 01 февраля 2009 года, кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 марта 2010 года в отношении К. отменить, уголовное дело передать на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

3. Постановление Пудожского районного суда Республики Карелия от 02 февраля 2010
года об устранении сомнений и неясностей, возникших при исполнении приговора Пудожского районного суда от 01 февраля 2009 года в отношении К., отменить, производство по материалу прекратить.

4. Избрать в отношении К., меру пресечения в виде заключения под стражу до 15 ноября 2010 года.