Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2003 N Ф04/1753-262/А75-2003 При разрешении спора о признании недействительным отказа налогового органа в возврате излишне уплаченного налога на пользователей автодорог суд установил, что следует руководствоваться не бюджетным законодательством, а изменениями, внесенными в налоговое законодательство, в соответствии с которым налогоплательщик не был обязан уплачивать налог в спорный период.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 14 апреля 2003 года Дело N Ф04/1753-262/А75-2003

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Пойковский КРС“ (далее - ООО “Пойковский КРС“) обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нефтеюганскому району (далее - Инспекция) от 24 октября 2002 года N 10/4403, в котором содержится решение налогового органа об отказе в возврате из бюджета сумм излишне уплаченного налога на пользователей автодорог.

Решением суда первой инстанции от 23.12.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной
инстанции от 19.02.2003, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований ООО “Пойковский КРС“ по тем основаниям, что факт излишней уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не может считаться установленным и отсутствует переплата налога на пользователей автодорог.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт “м“ пункта 1 статьи 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а не подпункт “м“ пункта 2 статьи 19.

По мнению налогового органа, исключение подпункта “м“ пункта 2 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ с 01.09.2002 не означает отмены налога на пользователей автодорог с 01.09.2002.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт “ж“ пункта 1 статьи 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а не пункт 2 статьи 19.

Одновременно с исключением подпункта “м“ из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в пункт 2 этой же статьи введен подпункт “ж“ и в состав региональных налогов включен транспортный налог. В Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах Российской Федерации“ внесено изменение, в соответствии с которым целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов образуются, в частности, за счет транспортного налога. Инспекция полагает, что налог на пользователей автодорог по смыслу Закона N 110-ФЗ не отменен, а заменен транспортным налогом. Статьей 4 Закона N 110-ФЗ на налогоплательщиков возложена обязанность исчислить и уплатить налог на пользователей автодорог по выручке за продукцию, отгруженную или оплаченную на 01.01.2003, в срок до 15.01.2003. Из
статьи 20 этого же Закона прямо следует воля законодателя отменить налог на пользователей автодорог с 01.01.2003, что соответствует и статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации. То обстоятельство, что статьи 4 и 9 Закона N 110-ФЗ вступили в действие не с 01.09.2002, а с 01.01.2003, по мнению налогового органа, не изменяет общего смысла Закона, в соответствии с которым налог на пользователей автодорог подлежит исчислению и уплате за период с 01.09.2002 по 01.01.2003.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Пойковский КРС“, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые Инспекцией судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Инспекции Терентьева Р.И. поддержала доводы кассационной жалобы, представители ООО “Пойковский КРС“ - доводы отзыва на эту жалобу.

Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО “Пойковский КРС“ обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного в октябре 2002 года налога на пользователей автодорог в размере 270000 рублей. Налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате излишне уплаченного налога, сославшись в письме от 24 октября 2002 года N 10/4403 на статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “О федеральном бюджете в 2002 году“, статью 4 Федерального закона N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“.

Принимая решение об удовлетворении заявления ООО “Пойковский КРС“, суд первой и апелляционной инстанций исходил из
того, что статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ были внесены изменения в статью 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, согласно которым из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ в число этих налогов входит налог на пользователей автомобильных дорог.

В силу статьи 21 Закона Российской Федерации N 110-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие в ином порядке.

В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы в Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство состоит из настоящего
Кодекса и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов о бюджете субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления на соответствующий год, иных законов и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Руководствуясь названными нормами, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что при разрешении вопроса о порядке вступления в силу отдельных положений налогового законодательства следует применять нормы налогового, а не бюджетного законодательства, так как бюджетное и налоговое законодательство имеют самостоятельные предметы регулирования.

Налоговое законодательство не связывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации не ставит порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в зависимость от внесения соответствующих изменений в федеральный закон о бюджете на соответствующий год.

При этом арбитражным судом обоснованно не принята ссылка Инспекции на статью 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“, так как в соответствии со статьей 21 этого Закона указанная статья вступает в силу только с 1 января 2003 года.

Таким образом, судом первой и апелляционной инстанций в рассматриваемых правоотношениях правильно применены нормы материального и процессуального права.

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2003 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа по делу N А75-1919-А/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня
его принятия.