Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.03.2003 N Ф04/1373-300/А46-2003 Плательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, ларьки, лотки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 марта 2003 года Дело N Ф04/1373-300/А46-2003

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Сибнефть-Омскнефтепродукт“ обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Омской области (далее - Инспекция) о признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченной суммы единого налога на вмененный доход за январь - март 2002 года в сумме 17772 рублей в счет предстоящих платежей по налогу с продаж, и обязании налогового органа произвести зачет.

Решением суда первой
инстанции от 15.11.2002 заявление удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, полагает, что утверждение арбитражного суда о распространении единого налога на вмененный доход только на субъектов малого предпринимательства не основано на Федеральном законе от 31.07.98 N 148-ФЗ.

По мнению заявителя, судом неправильно истолкован подпункт 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

Налоговый орган полагает, что согласно пункту 1 статьи 346.28 и подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в действие с 01.01.2003, критерий численности работающих не учитывается, поэтому истец является плательщиком единого налога на вмененный доход.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, открытое акционерное общество “Сибнефть-Омскнефтепродукт“ в декабре 2001 года представило в Инспекцию налоговую декларацию (расчет) по единому налогу на вмененный доход за I квартал 2002 года, а в марте 2002 года - налоговую декларацию (расчет) по указанному налогу за II квартал 2002 года по АЗС N 74 р.п. Муромцево. За I квартал 2002 года открытое акционерное общество “Сибнефть-Омскнефтепродукт“ произвело уплату единого налога на вмененный доход в размере 17772 рублей, что подтверждено платежными поручениями N 10378 от 24.12.2001, N 10572 от 29.12.2001.

Впоследствии открытое акционерное общество “Сибнефть-Омскнефтепродукт“ обратилось в Инспекцию с заявлением
о зачете указанной суммы в счет предстоящих платежей по налогу с продаж в связи с тем, что акционерное общество не является плательщиком единого налога на вмененный доход, и направило налоговому органу уточненные налоговые декларации (расчеты) по указанному налогу, исчислены к уменьшению уплаченных сумм единого налога на вмененный доход за I и II кварталы 2002 года.

Письмом N 235/09-04 от 29.04.2002 Инспекция уведомила открытое акционерное общество “Сибнефть-Омскнефтепродукт“, что уточненные налоговые декларации (расчеты) за I, II кварталы 2002 года не приняты к исполнению в связи с тем, что открытое акционерное общество “Сибнефть-Омскнефтепродукт“ является плательщиком единого налога на вмененный доход.

Принимая решение об удовлетворении заявления открытого акционерного общества “Сибнефть-Омскнефтепродукт“, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Омской области “О едином налоге на вмененный доход“ N 301-ОЗ от 8 октября 2001 г. сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициент базовой доходности.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 этого же Закона к сферам предпринимательской деятельности, в которых плательщики единого налога осуществляют предпринимательскую деятельность, относится розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, ларьки, лотки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Из статьи 1 Закона Российской Федерации от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, действовавшего в рассматриваемом периоде, следует, что единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Введение указанного налога предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы Российской Федерации“, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона плательщиками единого налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах общественного питания (деятельность ресторанов, кафе, баров, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 30 человек); розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, ларьки, лотки, торговые павильоны и другие места реализации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Следовательно, названные правовые нормы регионального Закона соответствуют нормам Федерального закона Российской Федерации “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ N 148-ФЗ, Закона от 31.07.98.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.2001 N 82-О указал, что по своей правовой природе единый налог на вмененный доход представляет собой специальный налоговый режим в сфере малого и среднего предпринимательства.

Из статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что к специальным налоговым режимам относится упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Согласно представленным открытым акционерным обществом “Сибнефть-Омскнефтепродукт“ документам среднесписочная численность работников составляет 1690 человек.

Таким образом, руководствуясь правовыми нормами, действовавшими в период вынесения оспариваемых истцом ненормативных актов, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что открытое акционерное общество “Сибнефть-Омскнефтепродукт“
не может быть признано плательщиком единого налога на вмененный доход, как не отвечающее критерию численности работающих лиц на данном предприятии.

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 15.11.2002 по делу N 13-372/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.