Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.2003 N Ф04/1327-176/А75-2003 Земли общего пользования, выделенные унитарному предприятию, при условии фактического использования этих земель с сохранением целевого назначения не облагаются земельным налогом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 24 марта 2003 года Дело N Ф04/1327-176/А75-2003

(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нефтеюганскому району обратилась в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с иском о взыскании с Пойковского муниципального унитарного предприятия “Управление тепловодоснабжения“ налоговых санкций, взыскиваемых на основании решения инспекции N 03-831 от 01.03.2002, в том числе 15000 рублей в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации и 31162,32 рубля в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец отказался
от иска в части взыскания 15000 рублей, наложенных на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем производство по делу в этой части прекращено судом на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчиком предъявлено встречное заявление о признании недействительными решения и требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нефтеюганскому району от 01.03.2002 N 03/831 и возврате излишне уплаченного земельного налога.

Определением суда от 26.09.2002 встречное заявление принято к совместному рассмотрению с первоначальным иском.

Решением от 15.10.2002 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа в удовлетворении первоначального иска инспекции о взыскании с ПМУП “УТВС“ 31162,32 рубля налоговых санкций было отказано. В отношении взыскания 15000 рублей налоговых санкций производство по делу прекращено. Встречный иск ПМУП “УТВС“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нефтеюганскому району удовлетворен частично. Признаны недействительными решение N 03/831 от 01.03.2002 и требование N 03/831 от 01.03.2002 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нефтеюганскому району. Заявление ПМУП “УТВС“ в части возврата из бюджета излишне уплаченного земельного налога оставлено без рассмотрения.

Постановлением от 23.12.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа состоявшееся по делу решение признано законным и оставлено без изменения.

Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что необходимо исходить из принципа целевого использования земель и независимо от того, закреплен ли земельный участок за конкретным землепользователем либо находится в нераспределенном фонде, при определении его категории следует исходить из целевого назначения земель и фактического их использования. С учетом этих обстоятельств сделан вывод о несоответствии
решения налогового органа требованиям статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ и статьи 76 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего в проверяемом периоде. По этим же основаниям признано недействительным требование N 03/831 об уплате налога по состоянию на 01.03.2002.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и вынести решение об удовлетворении исковых требований инспекции.

По мнению заявителя, объекты коммунального хозяйства ПМУП “УТВС“ служат для осуществления уставных задач и приносят доход, так как все коммунальные услуги являются платными. Земли, выделенные конкретной организации, в том числе жилищно - коммунального хозяйства, не могут рассматриваться как земли общего пользования в силу своей индивидуальной определенности. ПМУП “УТВС“ как предприятие коммунального хозяйства, имеющее земельные участки, занятые под водозаборы, другие производственные объекты, обязано уплачивать налог на землю в общеустановленном порядке, поскольку земли, выделенные конкретной организации, не могут рассматриваться как земли общего пользования в силу своей индивидуальной особенности.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Заслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, а также представителя муниципального унитарного предприятия, просившего оставить судебные акты по делу без изменения в связи с правильным применением судом норм материального и процессуального права, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что по результатам выездной налоговой проверки ПМУП “УТВС“ по вопросу правильности исчисления земельного налога за период с 1998 по 2000 год была выявлена неуплата земельного налога в сумме 155811,6 руб., из них за 1998 год -
28854 руб., за 1999 год - 57708 руб., за 2000 год - 69249,6 руб.

Эти нарушения отражены в акте проверки N 24 от 14.02.2002.

По фактам нарушений, указанных в акте выездной налоговой проверки, ПМУП “УТВС“ были представлены возражения, которые налоговым органом не приняты.

Руководителем налогового органа было вынесено решение о привлечении ПМУП “УТВС“ к ответственности по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение объектов налогообложения в течение более одного налогового периода в виде взыскания штрафа в размере 15000 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога к штрафу в размере 31162,32 руб.

В адрес ответчика направлено требование N 03/831 об уплате налога.

Поскольку добровольно названные суммы не были уплачены, ответчик обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

В судебном заседании до вынесения решения истец отказался от иска в части взыскания 15000 руб. в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации. Судом отказ от иска в указанной части принят.

ПМУП “УТВС“ было предъявлено встречное исковое заявление о признании недействительными решения и требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нефтеюганскому району от 01.03.2002 N 03/831.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ пользование землей является платным.

Материалами дела подтверждено, что ПМУП “УТВС“ относится к предприятиям по эксплуатации типовых распределительных сетей для распределения тепла на коммунально - бытовые нужды поселка Пойковский (л. д. 44).

Комитетом по земельным ресурсам Нефтеюганского района земельные участки, занятые объектами коммунального хозяйства ПМУП “УТВС“, отнесены к поселковым землям с целевым назначением “социальное развитие поселка“ (л. д. 42 -
43).

Предприятие содержит на балансе объекты, предназначенные для тепловодоснабжения поселка, котельные, артезианские скважины, водозаборные и водоочистные сооружения, которые расположены на земельном участке площадью 18,04 га. Этот участок передан ПМУП “УТВС“ постановлением Администрации Нефтеюганского района N 21 от 12.02.97 в постоянное бессрочное пользование. В соответствии со статьей 76 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего в рассматриваемый период, земли общего пользования в городах, поселках, сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения, для удовлетворения культурно - бытовых потребностей, полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

Арбитражный суд первой инстанции, исследовав в полном объеме доводы истца и ответчика, учитывая, что налоговый орган не оспаривает факт использования спорного земельного участка для нужд поселка Пойковский, пришел к выводу, что независимо от выделения данного земельного участка конкретному землепользователю при условии фактического использования этих земель с сохранением целевого назначения эти земли являются землями общего пользования, в связи с чем унитарное предприятие вправе было пользоваться льготой по уплате земельного налога. По этим основаниям оспариваемое решение налогового органа и требование N 03/831 от 01.03.2002 были признаны недействительными.

Кассационная инстанция считает данный вывод правомерным.

Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, сведены к переоценке обстоятельств дела и представленных доказательств, что выходит за пределы компетенции суда кассационной инстанции, определенной статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.10.2002 первой
и постановление от 23.12.2002 апелляционной инстанций Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа по делу N А75-1490-А/2002 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.