Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2003 N Ф04/1077-71/А81-2003 Решение ИМНС о привлечении к ответственности за неполную уплату платежей за право на добычу нефти, песка и подземной воды и пеней признано недействительным, так как налогоплательщик не несет обязанности уплачивать указанные платежи в связи с отсутствием в данном случае установленных налоговым законодательством существенных элементов налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 12 марта 2003 года Дело N Ф04/1077-71/А81-2003

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз“ обратилось в Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ноябрьску о признании недействительным решения N 9/7004 от 18.07.2000 в части привлечения ОАО “Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз“ к налоговой ответственности за неполную уплату платежей за право на добычу нефти, песка, подземной воды за январь - декабрь 1999 года, а также в части доначисления сумм указанных неуплаченных платежей и пеней
за несвоевременную уплату этих платежей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду второе предложение абзаца 2 пункта 10 и пункт 12 Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.92 N 828.

В обоснование заявленных требований ОАО “Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз“ ссылается на то, что оспариваемое им решение налогового органа вынесено на основании пунктов 18 и 19 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 30.01.93 N 17 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами“, которые соответствуют положениям второго предложения абзаца 2 пункта 10 и пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.92 N 828. Перечисленные и другие пункты указанного Постановления Правительства Российской Федерации решением Верховного Суда Российской Федерации N ГКПИ 00-1120 от 26.10.2000 признаны недействительными (незаконными).

Решением арбитражного суда от 25.11.2002 заявленные требования ОАО “Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз“ удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС Российской Федерации по г. Ноябрьску просит отменить решение суда и в удовлетворении заявленных требований акционерному обществу отказать. В качестве оснований для отмены судебного акта заявитель указывает неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель ОАО “Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз“ просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, по итогам выездной налоговой проверки ОАО
“Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз“ по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты платежей за право пользования недрами за период с 01.01.99 по 31.12.99 налоговым органом принято решение N 9/7004 от 18.07.2000 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату платежей за право на добычу за январь - декабрь 1999 года нефти, песка, подземной воды в виде штрафа в размере 324,7 тысячи рублей. Указанным решением акционерному обществу также предложено уплатить неуплаченные платежи за право пользования недрами, а также пени за несвоевременную уплату согласно статье 75 названного Кодекса.

Основанием для принятия налоговым органом данного решения послужило нарушение акционерным обществом пунктов 18, 19 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 30.01.93 N 17 “О порядке и сроках исчисления платежей за право пользования недрами“ при исчислении платежей за право пользования недрами по нефти, платежей за право на добычу песка, платежей за право на добычу подземной воды, что нашло отражение в акте налоговой проверки N 78 от 16.06.2000.

Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на пользование недрами относится к федеральным налогам и сборам.

В силу статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

До принятия Верховным Судом Российской Федерации решения от 26.10.2000 N ГКПИ 00-1120 налоговая база платы за пользование недрами, ставки платы на пользование недрами были установлены Постановлением Правительства от 28.10.92 N 828 “Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за пользование недрами, акваторией и участками морского дна“.

Согласно второму предложению абзаца 2 пункта 10 названного Положения стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета НДС.

Во исполнение указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации была разработана Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации N 01-17/41 от 30.01.93 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами“.

Пункты 18, 19 названной Инструкции по своему смысловому содержанию соответствуют положениям второго предложения абзаца 2 пункта 10 и пункту 12 Постановления Правительства Российской Федерации N 828 от 28.10.92.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2000 N ГКПИ 00-1120, оставленным определением N КАС 00-551 от 16.01.2001 кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации без изменения, указанное предложение абзаца 2 пункта 10 признано недействительным (незаконным), поскольку аналогичных положений в Законе Российской Федерации от 21.02.92 “О недрах“ (в редакции от 02.01.2000) не содержится. Также признаны незаконными пункты 12, 13 Положения, содержащие не закрепленные в федеральном законодательстве нормы об определении налоговой базы, ставок и порядка исчисления платежей на пользование недрами в случаях реализации минерального сырья по бартеру или для экспортных поставок, а также при реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья.

Кроме того, признаны недействительными и предписания о том, что конкретные размеры регулярных платежей за
добычу полезных ископаемых устанавливаются органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов, поскольку размер налоговой ставки (существенный элемент налогообложения) за пользование недрами может быть определен только законом.

Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2001 N КАС 00-551, на день издания Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.92 N 828 оно уже в оспоренной части не соответствовало действующему Закону Российской Федерации от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Фактически указанное предписание Правительства, а также указанные выше положения Инструкции ГНС Российской Федерации N 01-17/41 являются дополнением к Закону Российской Федерации “О недрах“, касающимся существенных элементов налогообложения. Однако в силу статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации существенные элементы налогообложения по данному Закону могут быть установлены только федеральным законом, а не нормативным актом Правительства Российской Федерации, либо инструкцией ГНС Российской Федерации, не относящейся в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации к актам законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

В связи с отсутствием в данном случае установленных законодательством о налогах и сборах существенных элементов налогообложения на основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО не несет обязанности уплачивать законодательно не установленные налоги и сборы, что является основанием для признания оспариваемого акционерным обществом решения налогового органа недействительным.

Доводы заявителя жалобы о нарушении арбитражным судом положений статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 85 Кодекса 1995 года) также подлежат отклонению.

В силу пункта 2 части 1 названной нормы арбитражный суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по
тем же основаниям судебный акт арбитражного суда. Поскольку по данному делу в качестве оснований исковых требований ОАО “Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз“ приведены иные доводы о несоответствии оспариваемого им решения налогового органа действующему законодательству, на что указывает и налоговый орган, у суда отсутствовали основания для прекращения производства по делу.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 25.11.2002 по делу N А81-752/1323А-02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.