Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.03.2003 N Ф04/920-181/А27-2003 Если по истечении 180 дней налогоплательщик не представил в налоговый орган налоговую декларацию и документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по экспортной операции, то он должен представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 20% (как по внутреннему НДС).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 марта 2003 года Дело N Ф04/920-181/А27-2003

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества (ОАО) “Разрез “Шестаки“, г. Гурьевск Кемеровской области, на решение от 25.11.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11338/2002-6,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МИМНС) N 4 по Кемеровской области обратилась в суд с заявлением к ОАО “Разрез “Шестаки“ о взыскании штрафных санкций в размере 57258 рублей 20 копеек в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявленное требование обосновано
непредставлением налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок (на 181 день в соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации) декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 20%.

Решением суда первой инстанции от 25 ноября 2002 года требование заявителя удовлетворено частично. С ОАО “Разрез “Шестаки“ взыскан штраф в сумме 28629 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

При принятии решения суд исходил из того, что если по истечении 180 дней налогоплательщик не представил в налоговый орган налоговую декларацию и документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, то он должен представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 20%, что ответчиком не было сделано. Однако суд счел возможным применить статьи 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и снизить размер штрафа.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного решения не проверялись.

В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, в иске отказать в полном объеме.

Полагает, что налоговым законодательством не предусмотрено представление отдельной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов при экспорте товаров в случае, если налогоплательщиком документально не подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.

Кроме того, по мнению заявителя, истцом пропущен шестимесячный срок для взыскания санкции, предусмотренный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, так как налоговая декларация по ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость ответчиком была представлена в налоговый орган 21.01.2002, а заявление в арбитражный суд налоговым органом подано 07.10.2002.

Кассационная инстанция, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм
материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим причинам.

Как следует из материалов дела, МИМНС N 4 по Кемеровской области 18.04.2002 была проведена камеральная проверка налоговых деклараций по взиманию налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и пакета представленных документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по декларации ОАО “Разрез “Шестаки“ за март 2001 года.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 18.04.2002 N 120 ДСП, которым установлено, что в нарушение пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик представил документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте угля в феврале 2001 года на 316 день после даты оформления грузовых таможенных деклараций, то есть более чем через 180 дней.

На основании акта проверки налоговым органом 19.04.2002 принято решение N 29 о привлечении ОАО “Разрез “Шестаки“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 57258 рублей 20 копеек за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок - на 181 день в соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации - налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 20%.

Кассационная инстанция, соглашаясь с выводом суда об обоснованности привлечения заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, отмечает, что пункт 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае непредставления налогоплательщиком в 180-дневной срок документов, подтверждающих
права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, операции подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 20 процентов.

Поскольку исчисление облагаемой базы по налогу на добавленную стоимость производится в соответствии с налоговой декларацией, то по рассматриваемой правовой ситуации ОАО “Разрез “Шестаки“ обязано было по истечении указанного срока представить налоговую декларацию по рассматриваемой хозяйственной операции как по внутреннему налогу на добавленную стоимость.

Относительно доводов заявителя жалобы о пропуске налоговым органом срока давности, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции.

Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает для налогового органа обязанность по проверке в течение 3 месяцев обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

В связи с чем момент выявления налогового правонарушения обусловлен соблюдением сотрудниками налогового органа вышеуказанного срока.

Судом установлено, что заявителем налоговая декларация была представлена 21.01.2002, акт проверки датирован 18.04.2002, а заявление в суд с требованием о взыскании направлено 30.09.2002, то есть проверка проведена в пределах трехмесячного срока после получения налоговой декларации, а заявление в суд направлено через 5 месяцев и 12 дней после составления акта (заключения) проверки.

Ссылку акционерного общества на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 по рассматриваемому спору кассационная инстанция признает ошибочной, поскольку для налогового органа законодательно установлен трехмесячный срок проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

Применение судом правил, предусмотренных статьями 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации об уменьшении размера налоговой санкции, в связи с наличием смягчающих обстоятельств, как подтвержденных материалами дела, является правильным.

Учитывая изложенное и
руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25 ноября 2002 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11338/2002-6 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Разрез “Шестаки“ г. Гурьевска Кемеровской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.