Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2002 N Ф04/3824-1174/А27-2002 Органы местного самоуправления в срок не позднее шести месяцев со дня утверждения плана приватизации (в данном случае с момента внесения изменений в план приватизации) обязаны принять на свой баланс объекты жилого фонда, ранее находившиеся на балансе приватизированного предприятия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 16 октября 2002 года Дело N Ф04/3824-1174/А27-2002

(извлечение)

ОАО “Кузбассэнерго“ обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации г. Кемерово об обязании принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда, находящиеся на отдельном балансе филиала ОАО “Кузбассэнерго“ Северные электрические сети, расположенные по адресам: г. Кемерово, Заводской район: ул. Баха, 6 (Комиссарово); ул. Центральная, 61; ул. Муромцева, 26, 2в (РТС); ул. Проходная, 39; ул. Тельбеская, 10; ул. Тихая, 5, 7, 15, 15а, 17; Кемеровская п/ст (Комиссарово); Комиссарово, жилой дом N 18; Рудничный район: ул. Коперная, 65;
ул. Липейная, 28, 30, 36; ул. Нахимова, 62; ул. Красная горка, 18; ул. Авроры, 15а, 17; ул. Шахтерская, 29, 29а, и обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово включить в реестр муниципальной собственности вышеназванные объекты.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчиков привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ).

Встречное исковое заявление Администрации г. Кемерово об обязании ОАО “Кузбассэнерго“ выполнить действия по передаче в муниципальную собственность спорных жилых домов, а именно оформить техническую документацию, акты приема - передачи, а также передать имущество и денежные средства, предусмотренные Приказом Минстроя РФ, Минфина РФ от 06.06.95 N 17-72, возвращено определением суда от 28.05.2002.

Решением от 29.05.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда от 08.08.2002, исковые требования признаны правомерными и удовлетворены полностью.

Администрация г. Кемерово, обращаясь с кассационной жалобой, просит состоявшиеся судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: распоряжение Президента РФ, которым утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, имеет N 114-рп и дату 18.03.92, а не N 1-рп и дату 18.02.92.

По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание пункт 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.02.92 N 1-рп, в соответствии с которым администрация города не является органом, уполномоченным на участие в указанной процедуре передачи.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены порядок и условия передачи имущества от приватизированных предприятий в муниципальную собственность, которые истцом не
соблюдены в части финансирования, подготовки технической документации.

В отзыве на иск ОАО “Кузбассэнерго“ жалобу считает необоснованной, просит отклонить.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на иск. Пояснили, что на основании решения арбитражного суда по рассмотренному делу осуществляется фактическая передача спорных объектов от истца к ответчику.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3836/2002-1, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 21.09.93 N 330 государственное предприятие “Кузбасское производственное объединение энергетики и электрификации“ преобразовано в акционерное общество “Кузбассэнерго“ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“.

Согласно разделу 9 плана приватизации объединения и в соответствии с пунктом 4 указанного решения комитета объекты жилищного фонда в уставный капитал акционерного общества включены не были и до их передачи в состав муниципальной собственности должны были учитываться на отдельном балансе акционерного общества.

Указом Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 “Об использовании объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий“ предусмотрено, что эти объекты при приватизации предприятия не включаются в его уставный капитал, относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту их расположения.

Судом сделан обоснованный вывод о том, что согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности
в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность“ и приложению N 3 к данному Постановлению спорный жилищный фонд подлежит передаче в муниципальную собственность.

Указанное обстоятельство, установленное в силу прямого указания закона, ответчиком не опровергается.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 “О порядке передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“ утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче названных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

При изложенных обстоятельствах судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что основанием для передачи жилищного фонда, находящегося на отдельном балансе филиала истца “Северные электрические сети“, в муниципальную ответственность г. Кемерово явилось принятие Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области решения от 05.02.2001 N 3-2/114, которым утвержден перечень объектов коммунально - бытового и социально - культурного назначения, не включенных в уставный капитал ОАО “Кузбассэнерго“ и подлежащих передаче в муниципальную собственность (пункт 3 решения).

Согласно пункту 5 решения утверждение указанного перечня является внесением изменений в план приватизации государственного предприятия “Кузбасское производственное объединение энергетики и электрификации“.

Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы Администрации г. Кемерово о том, что обязанность по принятию объектов жилищного фонда у него возникла на основании другого решения комитета - от 27.05.2002 N 32/362, поскольку по своему содержанию этот акт дублирует ранее принятое решение по данному вопросу от
05.02.2001 N 3-2/114.

Пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в срок не позднее шести месяцев со дня утверждения плана приватизации (в данном случае с момента внесения изменений в план приватизации) принять на свой баланс объекты жилого фонда, ранее находившиеся на балансе приватизированного предприятия.

В силу пункта 5 Положения о порядке передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235, органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема - передачи по утвержденной Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.

Судебные инстанции, удовлетворяя иск акционерного общества, исходили из того, что в нарушение требований названных нормативных актов орган местного самоуправления не принял в установленные сроки спорные объекты в муниципальную собственность.

Учитывая изложенное, решение от 29.05.2002 и постановление от 08.08.2002 Арбитражного суда Кемеровской области об удовлетворении иска ОАО “Кузбассэнерго“ об обязании Администрации г. Кемерово принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда, находящиеся на отдельном балансе филиала акционерного общества “Кузбассэнерго“ “Северные электрические сети“, следует признать правомерными.

Суд кассационной инстанции не усматривает нарушений норм материального права при принятии судебных актов в части обязания Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово включить указанные объекты
в реестр муниципальной собственности г. Кемерово, поскольку полномочия по ведению реестра возлагаются на названного ответчика в соответствии с утвержденным Положением о нем.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы противоречат нормативным актам, на которых основаны судебные акты по разрешенному спору, не содержащие указаний на то, что передача жилого фонда в муниципальную собственность должна производиться под каким-либо условием.

Нарушений норм процессуального права при принятии судебных актов не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 29 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 8 августа 2002 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3836/2002-1 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Кемерово - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.