Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.10.2002 N Ф04/3789-1152/А27-2002 Не признается реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов госвласти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 7 октября 2002 года Дело N Ф04/3789-1152/А27-2002

(извлечение)

Анжерский лесхоз обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о признании недействительными решения Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Анжеро - Судженску от 28.09.2001 N 121 и требования об уплате доначисленного налога на добавленную стоимость, пеней, штрафа от 28.09.2001 N 1515.


В обоснование заявленного требования истец указал, что требования, изложенные в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, должны быть применены к нему, поскольку он является специально уполномоченным государственным органом в таких областях государственного управления, как использование, охрана, защита лесного фонда Российской Федерации и воспроизводство лесов, охрана окружающей природной среды, охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира и среды обитания. В соответствии со статьями 87 - 91, 113 Лесного кодекса Российской Федерации на лесхозы возложена обязанность по ведению лесного хозяйства, которое включает в себя рубку промежуточного пользования лесом.

Решением от 16.05.2002 Арбитражного суда Кемеровской области иск удовлетворен: признаны недействительными решение Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Анжеро - Судженску от 28.09.2001 N 121 и требование об уплате налога, пеней, штрафа от 28.09.2001 N 1515.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2002 Арбитражного суда Кемеровской области состоявшееся по делу решение признано законным и оставлено без изменения.

Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что истец выполнил работы, которые в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются реализацией, то есть не являются объектом налогообложения независимо от того, какой цикл работ включает в себя этот вид лесохозяйственной деятельности.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, так как реализация населению древесины, полученной в результате выполнения работ по уходу за лесом, является деятельностью, приносящей доход и подлежащей налогообложению. Анжерский лесхоз в I квартале 2001 года осуществлял реализацию древесины от рубок ухода за лесом, осуществлял работы по переработке этой древесины и оказывал услуги по ее транспортировке.

Полученные средства Анжерский лесхоз учитывал на открытых в РКЦ г. Анжеро - Судженска текущих счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается реализацией только выполнение работ (оказание услуг), а не реализация товара. Кроме того, указано, что обязательность выполнения работ (оказания услуг) возложена на органы государственной власти законодательством. Действующее законодательство не возлагает на лесхозы обязанности по реализации заготовленной древесины, по выполнению работ по переработке этой древесины и ее транспортировке до покупателя. На основе изложенного налоговый орган делает вывод, что осуществляемые лесхозом реализация товара (древесины), работы по ее переработке (в вагонку, плаху и т.п.) и услуги по транспортировке лесопродукции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Проверив в соответствии с требованиями статей 274 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.


Материалами дела установлено, что по результатам выездной налоговой проверки Анжерского лесхоза по вопросам соблюдения законодательства с 01.01.98 по 01.04.2001 были выявлены налоговые правонарушения, которые отражены в акте N 140 от 28.08.2001.

Решением руководителя налогового органа N 121 от 28.09.2001 Анжерский лесхоз привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде уплаты штрафа в сумме 7231 рубля.

В направленном в адрес ответчика требовании N 1515 от 28.09.2001 предложено уплатить названный штраф, а также не полностью уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 36155 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 3931 рубля.

Считая данные акты налогового органа незаконными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ и услуг) является объектом налогообложения. Не признается реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов госвласти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.


Налоговым органом не оспорено, что истец является государственным органом, на который возложены следующие функции госуправления: использование, охрана, защита лесного фонда Российской Федерации, воспроизводство лесов, охрана окружающей природной среды, контроль и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания.

На основании требований статей 87 - 91, 113 Лесного кодекса Российской Федерации лесхоз выполняет обязанности по ведению лесного хозяйства, в том числе рубки промежуточного пользования лесом.

В арбитражном суде первой инстанции подробно исследовался вопрос использования средств, полученных от рубок ухода за лесом. Объемные показатели по лесному хозяйству, доведенные до налогового органа руководителем Лесной службы по Кемеровской области 09.01.2001, призваны были обеспечить выполнение производственной программы.

В соответствии с Положением о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденным Приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации N 188 от 13.11.98, истец осуществляет функции государственного управления в области лесного хозяйства.

Финансирование этой деятельности предусмотрено за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и за счет собственных средств.


Поскольку лесхоз выручку от реализации древесины, полученной от рубок леса, использовал на осуществление основной деятельности, основания для начисления платежей с сумм, не являющихся доходом от предпринимательской деятельности, а также для привлечения к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации у налогового органа отсутствовали.

Судом кассационной инстанции не принимаются во внимание доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, поскольку независимо от цикла работ, включаемого в названный вид лесохозяйственной деятельности, выполненные истцом работы не признаются реализацией, следовательно, не могут являться объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем нет оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:


Решение от 16.05.2002 и постановление от 14.07.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3238/02-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.