Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.10.2002 N Ф04/3757-743/А03-2002 Услуги по перевозке на кладбище тела умершего осуществляются на безвозмездной основе, не относятся к предпринимательской деятельности, и на них не распространяется действие антимонопольного законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 7 октября 2002 года Дело N Ф04/3757-743/А03-2002

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Алтайского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства (АТУ МАП РФ) на решение от 6 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 18 июля 2002 года по объединенным делам N А03-2596/02-4к и N А03-2755/02-4к,


УСТАНОВИЛ:

Унитарное муниципальное специализированное предприятие коммунального обслуживания населения г. Барнаула обратилось в суд с исками к АТУ МАП РФ о признании недействительным решений N 8 от 28.03.2002 и N 16 от 04.10.2001.

В судебном заседании по ходатайству истца оба дела были объединены в одно производство. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечены предприниматель Н.Г.Богомолов и закрытое акционерное общество (ЗАО) “Опора“.

Решением суда от 6 мая 2002 года иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции суда от 18 июля 2002 года решение суда оставлено без изменения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 12.01.96 имеет N 8-ФЗ, а не N 8-Ф.

При принятии указанных решения и постановления суд, признавая недействительными оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа, исходил из того, что истец, являлся специализированной службой по вопросам похоронного дела, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.96 N 8-Ф “О погребении и похоронном деле“ вправе был требовать с коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей при покупке могил оплаты его катафалков.

В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление суда отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении иска.


Полагает, что истец, являясь монополистом на товарном рынке по оказанию ритуальных услуг, не вправе требовать от коммерческих организаций и частных предпринимателей на невыгодных для них условиях заключать договоры на продажу могил с условием одновременного заказа автокатафалка.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту имеется в виду Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а не Закон РФ “О конкуренции и ограничении антимонополистической деятельности на товарных рынках“.

Такие действия, как ущемляющие интересы иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих на том же товарном рынке оказание ритуальных услуг, являются, по мнению ответчика, нарушением Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении антимонополистической деятельности на товарных рынках“.

Кассационная коллегия, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим причинам.

Как следует из материалов дела, решениями АТУ МАП РФ N 16 от 04.10.2001 и N 8 от 28.03.2002 признаны нарушающими статью 5 Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении антимонополистической деятельности на товарных рынках“ действия унитарного муниципального специализированного предприятия коммунального обслуживания населения г. Барнаула, выразившиеся в ущемлении интересов других хозяйствующих субъектов, работающих на товарном рынке по оказанию ритуальных услуг по погребению, а именно в отказе продавать могилы на городских кладбищах без оформления одновременно заказа у него на автокатафалк.


На основании данных решений истцу выданы предписания N 12 от 04.10.2001 и N 4 от 28.03.2002 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Сфера действия Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении антимонополистической деятельности на товарных рынках“ ограничена регулированием отношений на товарных рынках, то есть связанных с осуществлением коммерческой деятельности.

По рассматриваемому спору нарушение истца, по мнению антимонопольного органа, выразилось в его отказе продавать могилы на городских кладбищах без оформления одновременно заказа у него на автокатафалк.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.96 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ услуги по перевозке тела умершего на кладбище осуществляются на безвозмездной основе. Таким образом, указанные услуги предпринимательской деятельностью не являются и не подпадают в сферу влияния антимонопольного законодательства.

Кроме того, кассационная инстанция соглашается с выводами суда, что в соответствии со статьей 25 данного Федерального закона услуги по погребению, в том числе по перевозке тела (останков) умершего на кладбище, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, которая может наделяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания услуг, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.


Статья 25 указанного Федерального закона предусматривает, что организация похоронного дела осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и погребение умершего и оказание услуг осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, к которым согласно учредительным документам и относится истец.

В связи с чем кассационная инстанция признает ошибочными доводы АТУ МАП РФ о нарушении судебными инстанциями при принятии обжалуемых судебных актов норм материального права и об отсутствии в решении и постановлении ссылок на них.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 6 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 18 июля 2002 года по объединенным делам N А03-2596/02-4к и N А03-2755/02-4к оставить без изменения, кассационную жалобу Алтайского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства - без удовлетворения.


Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.