Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.10.2002 N Ф04/3696-1115/А27-2002 Иск комитета по управлению госимуществом о понуждении принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда - общежития - и обязании включить указанные общежития в реестр муниципальной собственности удовлетворен, поскольку общежития являются объектом жилищного фонда и относятся к муниципальной собственности независимо от того, на чьем балансе находятся.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 2 октября 2002 года Дело N Ф04/3696-1115/А27-2002

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка (ответчика) на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 29 июля 2002 г. по делу N А27-4119/2002-1 по иску Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области к Администрации г. Новокузнецка, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка с участием третьего лица - ОАО “Кузнецкий цементный завод“, г. Новокузнецк,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области г. Кемерово обратился
в арбитражный суд с иском к Администрации г. Кемерово о понуждении принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда - общежития, расположенные по адресу: г. Кемерово, ул. Покрышкина, 20/2, ул. Строителей, 57, и обязать комитет по управлению муниципальным имуществом включить указанные общежития в реестр муниципальной собственности.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20 мая 2002 года в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 29 июля 2002 г. Администрация г. Новокузнецка обязана в срок с момента принятия постановления суда принять в муниципальную собственность г. Новокузнецка общежития, расположенные по адресу: г. Новокузнецк, ул. Покрышкина, 20/2, и ул. Строителей, 57.

Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка обязан включить в реестр муниципальной собственности общежития, расположенные по адресу: г. Новокузнецк, ул. Покрышкина, 20/2, и ул. Строителей, 57.

В кассационной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции статей 112, 113, 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя, судебный акт принят судом без участия представителей, в связи с чем данное нарушение норм статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для его отмены. При принятии решения о передаче объектов жилищного фонда судом неверно установлены сроки передачи и не
определен порядок передачи материальных и денежных ресурсов. Считает, что судом первой инстанции обоснованно применена по ходатайству ответчика исковая давность.

В судебном заседании представитель истца считает постановление апелляционной инстанции законным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив кассационную жалобу, проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, заслушав представителя истца, кассационная инстанция считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Кемеровской области 27.08.98 по делу N А27-5431/98-5 признаны недействительными пункт 2 решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 29.11.93 N 422 и пункт 5 раздела 2 плана приватизации Кузнецкого цементного завода в части включения в уставный капитал жилых зданий (общежитий) по ул. Покрышкина, 20/2, и ул. Строителей, 57 г. Новокузнецка балансовой стоимостью 849 тыс. рублей.

Суд обязал ОАО “Кузнецкий цементный завод“ передать, а Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области принять в федеральную собственность указанные общежития.

Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области было принято решение от 26.08.98 N 4-2/2335 “О внесении изменений в решение комитета от 29.11.93 N 422 и пункты 8, 9 1 раздела плана приватизации “Кузнецкого цементного завода“, согласно которому два общежития по ул. Покрышкина, 20/2, и ул. Строителей, 57, подлежали передаче в муниципальную собственность г.
Новокузнецка. До момента передачи в муниципальную собственность указанные объекты остаются на балансе акционерного общества и учитываются как государственная собственность.

В соответствии с данным решением ОАО “Кузнецкий цементный завод“ исключило указанные общежития из уставного капитала приватизированного имущества общества, а Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области принял по акту в федеральную собственность с включением их в реестр.

На предложения Комитета государственного имущества Кемеровской области принять в муниципальную собственность общежития, расположенные в г. Новокузнецке по ул. Покрышкина, 20/2, и ул. Строителей, 57, и включить их в реестр муниципальной собственности от Администрации г. Новокузнецка и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка получены отказы.

В связи с отказом Администрации г. Новокузнецка и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка истцом предъявлен данный иск.

Суд первой инстанции, рассматривая ходатайство Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка о пропуске истцом срока исковой давности, согласился с ним и, применив срок исковой давности, отказал в удовлетворении иска.

При этом суд исходил из пункта 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 07.03.95 N 235, обязывающего органы местного самоуправления совместно с администрациями предприятий совершить прием-передачу имущества в месячный срок после принятия соответствующего решения. Поскольку решение о передаче спорного имущества (общежитий) принято 26.08.98, месячный срок истекает 26.09.98, а
установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности - соответственно 26.09.2001.

Отменяя решение, суд апелляционной инстанции правомерно сослался на необоснованное применение судом первой инстанции срока исковой давности и указал на то, что в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации у Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области право на обращение с иском возникло только с 11.10.2001, с момента фактической передачи объектов в федеральную собственность и внесения их в реестр государственной собственности. Следовательно, срок исковой давности истекает по настоящему иску 11.10.2004.

Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что общежития являются объектом жилищного фонда и относятся к муниципальной собственности независимо от того, на чьем балансе находятся. При этом суд правомерно руководствовался приложением N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации“, статьей 1 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“.

При этом указал на то, что вопрос о порядке финансирования переданных объектов в муниципальную собственность решается после их передачи.

Доводы кассационной жалобы в части рассмотрения апелляционной жалобы без надлежащего уведомления лиц несостоятельны, поскольку в материалах дела имеются доказательства о получении сторонами определений суда апелляционной инстанции о времени и месте ее рассмотрения (уведомления от 27 июня 2002 г.).

Кассационная инстанция считает,
что суд апелляционной инстанции правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им верную правовую оценку.

На основании изложенного оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 29 июля 2002 г. Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4119/2002-1 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.