Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2002 N Ф04/3625-105/А02-2002 Постановление управления федерального казначейства о списании как санкции суммы со счета МВД субъекта Федерации, использованной не по целевому назначению, признано недействительным, т.к. бюджетные средства использовались в целях выполнения возложенных на МВД задач и для обеспечения его нормальной деятельности, что являлось вынужденной мерой при недостаточном финансировании.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 25 сентября 2002 года Дело N Ф04/3625-105/А02-2002

(извлечение)

Министерство внутренних дел Республики Алтай (далее - МВД РА) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Алтай (далее - Управление ФК) о признании недействительным постановления N 9 от 24.05.2002 о списании со счета МВД РА в виде санкций денежных средств в сумме 1940612,98 руб.


Решением суда от 18.06.2002 исковые требования удовлетворены в связи с тем, что использование бюджетных средств МВД РА производилось исключительно в целях выполнения задач, возложенных на МВД РА, и для обеспечения нормальной деятельности министерства и его структур, являлось вынужденной мерой в условиях недостаточного финансирования по конкретным статьям сметы со стороны главного распорядителя бюджетных средств и игнорирования последним заявления МВД РА об уточнении сметы расходов. Кроме того, постановление принято Управлением ФК с нарушением срока, установленного пунктом 5 статьи 285 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Управление ФК, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований. Заявитель считает, что судом не учтены положения статей 26, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, срок, установленный пунктом 5 статьи 285 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрен для вынесения постановления на основании проверок, проведенных органами федерального казначейства, в данном же случае ревизия финансово - хозяйственной деятельности была проведена межрайонным отделом в Республике Алтай Контрольно - ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Алтайском крае.

В отзыве на кассационную жалобу МВД РА просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Представитель МВД РА в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, указал, что расходы произведены в пределах, предусмотренных сметой, что не противоречит статьям 38, 289 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем делать вывод о нецелевом использовании денежных средств оснований не имеется.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, главным ревизором КРУ МВД Российской Федерации была проведена документальная ревизия финансово - хозяйственной деятельности МВД РА за период с 01.05.2000 по 01.04.2002, о чем составлен акт от 25.04.2002.

В рамках данной ревизии была проведена проверка истца со стороны МРО в РА КРУ МФ в Алтайском крае за период с января по декабрь 2001 года, составлен акт от 25.04.2002.


Актом зафиксированы нарушения МВД РА по целевому использованию средств федерального бюджета, выразившиеся в расходовании средств на цели, не предусмотренные утвержденной сметой доходов и расходов в 2001 году. Так, по коду экономической классификации 110100 “Оплата труда государственных служащих“ произведены расходы текущего ремонта зданий и сооружений, автотранспорта, оплаты труда работников, содержание которых предусмотрено за счет средств республиканского бюджета, на приобретение горюче - смазочных материалов в общей сумме 1940612 руб. 98 коп.

Постановлением от 24.05.2002 N 9 Управление ФК применило к МВД РА меру ответственности в виде списания суммы 1940612,98 руб., использованной не по целевому назначению.

Согласно статье 65 Федерального закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2001 год“ N 150-ФЗ от 27.12.2000 при несоблюдении сроков возврата бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, предприятиям и организациям под гарантии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и использовании их не по целевому назначению, а также при использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам закрытых административно - территориальных образований на безвозвратной основе, сокращается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам закрытых административно - территориальных образований всех видов финансовой помощи, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или взыскивается сумма средств федерального бюджета, использованная не по целевому назначению.

В статьях 6, 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на возвратной основе предоставляются бюджетные ссуды, бюджетные кредиты, а на безвозвратной основе средства федерального бюджета предоставляются бюджету другого уровня и юридическому лицу в виде субвенций, дотаций, субсидий или в виде иной передачи средств в порядке финансовой помощи.

Статьей 84 Бюджетного кодекса предусмотрено финансирование исключительно из федерального бюджета расходов по содержанию учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации.


Таким образом, бюджетным законодательством, действующим в спорный период, установлена ответственность в 2001 году только за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам закрытых административно - территориальных образований на безвозвратной основе, к которым не отнесены расходы федерального бюджета по финансированию (содержанию) учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти.

Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“, действовавшим на период применения ответственности к МВД РА и рассмотрения спора в арбитражном суде, также не предусматривалась ответственность бюджетных учреждений и организаций за нецелевое использование средств финансирования из бюджета. Более того, указанным Законом установлена ответственность лишь за нецелевое использование кредита.

Довод кассационной жалобы о том, что срок, установленный пунктом 5 статьи 285 Бюджетного кодекса РФ, предусмотрен для вынесения постановления на основании проверок, проведенных органами федерального казначейства, в данном же случае ревизия финансово - хозяйственной деятельности была проведена межрайонным отделом в Республике Алтай Контрольно - ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Алтайском крае, не принимается во внимание.

Данный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и ему дана верная правовая оценка.

Оснований для переоценки выводов суда в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.


При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение суда от 18.06.2002 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1606/2002 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Алтай - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.