Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2002 N Ф04/3612-760/А46-2002, N Ф04/3612-767/А46-2002 Исковое требование в части обязания комитета по управлению имуществом принять решение о приватизации нежилых помещений не является экономическим спором и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. В удовлетворении требования заключить договор купли - продажи спорного имущества отказано, т.к. невозможно осуществить продажу отсутствующего у продавца имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 25 сентября 2002 года Дело N Ф04/3612-760/А46-2002

N Ф04/3612-767/А46-2002

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Инкомцентр“ обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Российскому фонду федерального имущества в лице Отделения по Омской области о понуждении заключить договор купли - продажи нежилых помещений площадью 547,8 квадратного метра стоимостью 494000 рублей.

Решением от 02.10.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2001, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа постановлением от 12.04.2001 принятые судебные акты отменил, направив дело на новое рассмотрение.

Определением
от 26.04.2001 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное управление культуры и искусства Администрации Омской области и Департамент недвижимости Администрации города Омска.

Определением от 11.07.2001 в качестве второго ответчика привлечен Комитет по управлению имуществом Омской области.

До вынесения решения истец дополнил предмет иска и просил обязать Комитет по управлению имуществом Омской области в десятидневный срок принять решение о приватизации ООО “Инкомцентр“ нежилых помещений, расположенных по адресу: город Омск, улица Ленина, 10, и передать документы в Российский фонд федерального имущества в лице Омского регионального отделения; обязать Российский фонд федерального имущества в лице Омского регионального отделения в трехдневный срок с момента поступления документов от Комитета по управлению имуществом Омской области заключить с ООО “Инкомцентр“ договор купли - продажи нежилых помещений общей площадью 547,8 квадратного метра, расположенных по адресу: город Омск, улица Ленина, 10, по цене 494000 рублей согласно отчету N 006 “Об оценке объекта недвижимости“.

Решением от 08.02.2002 арбитражный суд обязал Комитет по управлению имуществом Омской области в десятидневный срок принять решение о приватизации спорных нежилых помещений и передать соответствующие документы Российскому фонду федерального имущества, а также обязал последнего в трехдневный срок со дня получения от комитета по управлению имуществом документов о приватизации заключить с истцом договор купли - продажи помещений общей
площадью 547,8 квадратного метра, расположенных по адресу: город Омск, ул. Ленина, 10, по цене 494000 рублей.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.07.2002 решение отменено в связи с нарушением норм процессуального права и принято новое решение, аналогичное по содержанию решению от 08.02.2002.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ N 1535 имеет дату 22.07.94, а не 22.01.94.

Принятый судебный акт мотивирован тем, что на основании пункта 4.5 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.94, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.01.94 N 1535, истец имеет право на приобретение в собственность занимаемых помещений. Комитет по управлению имуществом заключил с ООО “Инкомцентр“ охранно - арендные договоры на срок с 01.10.93 по 31.12.2008. Поскольку одним из способов приватизации является выкуп арендованного государственного или муниципального имущества, отказ в заключении договора нарушает право истца на приобретение арендуемого имущества по установленной выкупной цене.

С принятым постановлением апелляционной инстанции не согласны ответчики - Российский фонд федерального имущества в лице Омского регионального отделения и Комитет по управлению имуществом Омской области, в кассационных жалобах просят постановление отменить в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права, принять новое решение - об отказе в удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителей, ООО “Инкомцентр“ не входит в круг лиц,
имеющих право приобретать в собственность арендуемые нежилые помещения в соответствии с пунктом 2.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий. Арбитражный суд не учел того, что действие Федерального закона “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ от 21.07.97 не распространяется на приватизацию объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко - культурного наследия, которым является спорное нежилое помещение. Комитет по управлению имуществом не может быть понужден к заключению договора купли - продажи, поскольку воля комитета на заключение договора отсутствует. Принудительное изъятие имущества у собственника не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.

Заявители полагают, что, поскольку истцом не был заключен договор аренды с правом выкупа и отсутствует подтверждение преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество, следовательно, ООО “Инкомцентр“, являясь арендатором нежилых помещений, выкупить их не может, так как спорные помещения не являются имуществом государственного предприятия, а находятся на балансе Главного управления культуры и искусства Администрации Омской области.

Заявители считают, что Комитет по управлению имуществом Омской области не имеет полномочий на принятие решения о приватизации нежилых помещений в зданиях, а вправе осуществлять лишь приватизацию государственных предприятий, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Омское региональное отделение Российского фонда федерального имущества не вправе самостоятельно без предварительного поручения Российского фонда
федерального имущества осуществлять продажу объектов федеральной собственности.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалов дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что иск заявлен об обязании Комитета по управлению имуществом Омской области принять решение о приватизации ООО “Инкомцентр“ нежилых помещений, расположенных по адресу: город Омск, улица Ленина, 10, и передать документы в Российский фонд федерального имущества в лице Омского регионального отделения и обязании последнего заключить с ООО “Инкомцентр“ договор купли - продажи нежилых помещений общей площадью 547,8 квадратного метра по цене 494000 рублей согласно отчету N 006 “Об оценке объекта недвижимости“.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ООО “Инкомцентр“ получило право на заключение долгосрочной аренды занимаемых помещений, расположенных в здании по адресу: город Омск, улица Ленина, 10, являющемся памятником местного значения, в результате приватизации вычислительного центра контрактно - коммерческой фирмы “Омскглавснаб“ по итогам аукциона в 1993 году. Занимаемые истцом помещения не были включены в План приватизации.

Суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу, что в силу пункта 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1
июля 1994 года истцу принадлежит право на выкуп арендуемого имущества, а именно право на приобретение сданных в аренду зданий, сооружений, помещений, предоставляемых предприятием в случае, если договор аренды был заключен на основании конкурса или аукциона. Долгосрочный договор аренды на спорное помещение ООО “Инкомцентр“ заключило на основании договора купли - продажи N 42 от 26.07.93, подписанного в результате аукциона, проведенного 20.07.93.

Суд указал, что решение о приватизации вычислительного центра контрактно - коммерческой фирмы “Омскглавснаб“ было принято Комитетом по управлению имуществом Омской области от 17.12.92 за N 427.

Из материалов дела не усматривается, что решение о приватизации, принятое в 1993 году, имеет отношение к требованиям истца в 2000 году. Данное решение не содержит условия о продаже спорного объекта на коммерческом конкурсе в 1993 году.

Суд пришел к выводу, что Омское региональное отделение Российского фонда федерального имущества является надлежащим ответчиком, что подтверждается надлежаще оформленной доверенностью. Также надлежащим ответчиком и лицом, имеющим право заключения договора купли - продажи, является и Комитет по управлению имуществом Омской области. В соответствии с Типовым положением о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга Комитет по управлению имуществом Омской области уполномочен принять решение о приватизации спорного объекта.

Суд кассационной инстанции считает, что при принятии
судебных актов судом первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, выводы суда не соответствуют доказательствам, имеющимся в деле.

В соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

Основой развития федерального законодательства о приватизации явилась часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно его статье 217 имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Данное положение учитывает, что в процессе разграничения государственной собственности субъекты Российской Федерации и муниципальные образования становятся собственниками и в силу этого вправе сами определять, какие объекты подлежат приватизации.

Учитывая изложенное, никто не может потребовать от собственника принятия решения о приватизации имущества, и, следовательно, требование об обязании Комитета по управлению имуществом Омской области в десятидневный срок принять решение о приватизации ООО “Инкомцентр“ нежилых помещений, расположенных по адресу: город Омск, улица Ленина, 10, и передать документы в Российский фонд федерального имущества не является экономическим спором, в связи с чем не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Производство по делу в этой части подлежит прекращению.

В соответствии с требованиями Федерального закона “О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества“ Российский фонд федерального имущества является специализированным учреждением по продаже имущества. Данным учреждением осуществляется продажа объектов приватизации, переданных ему для продажи.

Требование в части обязания Российского фонда федерального имущества в лице Омского регионального отделения в трехдневный срок с момента поступления документов от Комитета по управлению имуществом Омской области заключить договор купли - продажи нежилых помещений общей площадью 547,8 квадратного метра, расположенных по адресу: город Омск, улица Ленина, 10, по цене 494000 рублей согласно отчету N 006 “Об оценке объекта недвижимости“ удовлетворению не подлежит в связи с тем, что решение о продаже спорных помещений не принято и они для продажи Омскому региональному отделению Российского фонда федерального имущества не переданы.

Омское региональное отделение Российского фонда федерального имущества не может осуществить продажу имущества, которое у него отсутствует.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационных жалоб подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ООО “Инкомцентр“.

Руководствуясь статьями: пунктами 2, 6 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 08.02.2002 и постановление апелляционной инстанции от 17.07.2002 Арбитражного суда Омской области по делу N 8-137 (675/А) отменить.

В части требования об обязании Комитета по управлению имуществом Омской области в 10-дневный
срок со дня вынесения постановления по делу принять решение о приватизации нежилых помещений общей площадью 547,8 квадратного метра, занимаемых обществом с ограниченной ответственностью “Инкомцентр“ и расположенных по адресу: город Омск, улица Ленина, 10, и передать соответствующие документы о приватизации Российскому фонду федерального имущества в лице его Омского регионального отделения, производство по делу прекратить.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Инкомцентр“ в доход федерального бюджета 834 рубля 50 копеек государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.