Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2002 N Ф04/3533-389/А67-2002 Поскольку понятием перевозки грузов контейнерами, принадлежащими железной дороге, охватываются доставка груза, подача контейнеров к перевозке и выдача контейнеров с грузом на станции назначения, приказы железной дороги о запрете на вывоз грузов в контейнерах автотранспортом, не входящим в состав автотранспортного предприятия станции, нарушают законодательство о конкуренции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 23 сентября 2002 года Дело N Ф04/3533-389/А67-2002

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Томского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ТТУ МАП РФ) на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Томской области от 13 июня 2002 года по делу N А67-4948/01,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие “Кузбасское отделение ЗСЖД“, г. Кемерово Кемеровской области (преобразовано в федеральное государственное унитарное предприятие “Западно - Сибирская железная дорога“ (далее - ФГУП “ЗСЖД“)), обратилось в суд с иском к ТТУ МАП РФ о признании недействительными
решения и предписания от 19.01.2001.

Решением суда от 22 октября 2001 года в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что понятием перевозки грузов контейнерами, принадлежащими Министерству путей сообщения Российской Федерации, охватываются наряду с доставкой груза вопросы подачи контейнеров к перевозке и выдачи контейнеров с грузом на станции назначения.

Постановлением апелляционной инстанции от 13 июня 2002 года решение изменено. Признан недействительным пункт 3 предписания ТТУ МАП РФ от 19.01.2001 N 1 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту Закон РСФСР N 948-1 имеет дату 22.03.91, а не 22.03.2001.

Суд апелляционной инстанции при принятии постановления исходил из того, что автотранспортные услуги по завозу и вывозу грузов со станций в контейнерах находятся за пределами рынка железнодорожных перевозок грузов, на котором ФГУП “ЗСЖД“ занимает доминирующее положение, в связи с чем пункт 3 оспариваемого предписания принят ТТУ МАП РФ с нарушением его компетенции, установленной статьей 12 Закона РСФСР от 22.03.2001 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

В кассационной жалобе ТТУ МАП РФ, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 22 октября 2001 года.

Заявитель считает, что суд первой инстанции правильно исходил
из того, что понятием перевозки грузов контейнерами, принадлежащими Министерству путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ), охватываются наряду с доставкой груза вопросы подачи контейнеров к перевозке и выдачи контейнеров с грузом на станции назначения.

Кроме того, ни Правила перевозок грузов в универсальных контейнерах, ни Транспортный устав железных дорог Российской Федерации не содержат запрета на выдачу грузов грузополучателям в контейнерах, принадлежащих МПС РФ, и не обязывают грузополучателей пользоваться только услугами МПС РФ по доставке контейнеров от станции и до станции, поэтому грузополучатель вправе использовать для вывоза контейнера с грузом автомобильный транспорт, принадлежащий железной дороге, автомобильный транспорт, принадлежащий грузополучателю, и автомобильный транспорт, принадлежащий сторонним лицам.

Кассационная инстанция, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого постановления, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, начальником станции Томск - грузовой по вопросу доставки контейнеров под погрузку и выгрузку были изданы и доведены до сведения грузоотправителей и грузополучателей путем вывешивания на доску объявлений приказы:

- N 245 от 02.11.98 следующего содержания: “В связи с приобретением автотранспорта станцией Томск - грузовой доставка контейнеров под выгрузку и погрузку будет производиться автотранспортом станции ввиду обеспечения сохранности и возврата контейнеров, принадлежащих МПС.“;

- N 149/3 от 23.10.2000, которым определено, что в
условиях обеспечения сохранности контейнерного парка перевозка, доставка контейнеров производится автомашинами станции Томск - грузовой, так как водитель является экспедитором и несет полную ответственность за сохранность груза и контейнера. В этом же приказе указаны наименования 13 организаций, которым в порядке исключения разрешено вывозить контейнеры своим транспортом.

Комиссией ТТУ МАП РФ по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства 19.01.2001 принято решение о выдаче ГУП “Кузбасское отделение ЗСЖД“ предписания о прекращении нарушения пункта 1 статьи 5 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Из данного решения следует, что ТТУ МАП РФ проведена проверка по заявлениям ГУП “Областной аптечный склад“, ГУП “Томское производственное объединение “Контур“, предпринимателей Н.В.Худяковой, С.Ю.Ларионова, А.А.Бурдакова, В.В.Силиванова, О.В.Силиванова, в которых указывалось, что станцией Томск - грузовой периодически создаются необоснованные препятствия деятельности этих лиц по вывозу с контейнерной площадки Томск - грузовой грузов в контейнерах (грузов, прибывших в адрес этих лиц как грузополучателей или прибывших в адрес грузополучателей, от имени которых названные лица выступают в соответствующих правоотношениях); препятствия выражаются в запрете, установленном со стороны начальника станции Томск - грузовой, на вывоз с территории контейнерной площадки станции Томск - грузовой груза в контейнерах автотранспортом, не входящим в состав автотранспортного предприятия станции Томск - грузовой.

В ходе проверки ТТУ МАП РФ было выявлено наличие
вышеуказанных приказов начальника станции Томск - грузовой, свидетельствующих, по мнению проверяющего органа, о запрете на вывоз с территории контейнерной площадки станции Томск - грузовой грузов в контейнерах автотранспортом, не входящим в состав автотранспортного предприятия станции Томск - грузовой, и влекущих отказ работников станции Томск - грузовой в оформлении раскредитования документов на прибывший груз (в случае попытки осуществления вывоза груза в контейнере грузополучателем с территории контейнерной площадки с использованием собственного транспортного средства) или отказ в выпуске транспортного средства грузополучателя с контейнером и находящимся в нем грузом с территории контейнерной площадки.

Учитывая, что станция Томск - грузовой является обособленным структурным подразделением (филиалом) ГУП “Кузбасское отделение ЗСЖД“, занимающего доминирующее положение на рынке железнодорожных грузовых перевозок, Комиссия ТТУ МАП РФ в решении от 19.01.2001 расценила вышеуказанные действия как нарушения антимонопольного законодательства (пункт 1 статьи 5 Закона о конкуренции).

Судебными инстанциями установлено, что ГП “ЗСЖД“ включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте решением правления ФСЕМТ России от 28.04.98 N 16/1 в соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона “О естественных монополиях“ от 17.08.95 N 147-ФЗ и Положением о Реестре субъектов естественных монополий на транспорте (утверждено Приказом ФСЕМТ России от 20.03.98 N 13) по осуществляемому виду деятельности - железнодорожные перевозки.

20.03.2001 ТТУ МАП РФ дано заключение о доминировании
на рынке услуг железнодорожных перевозок на территории Томской области ГУП “Кузбасское отделение ЗСЖД“.

Из статьи 34 Конституции Российской Федерации следует, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно статье 2 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ его действия распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.

Статьей 5 Закона о конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

В случае нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что необходимыми условиями для признания действий хозяйствующего субъекта монополистическими, оценивая степень допустимости совершенных действий, являются установление его доминирующего положения на определенном товарном рынке, выявление и доказательство фактов злоупотребления своим доминирующим положением, то есть сознательного осуществления таких действий, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.

Из материалов дела видно, что приказы начальника станции Томск
- грузовой направлены на ограничение права грузоотправителей и грузополучателей самостоятельно выбирать автотранспорт для вывоза или ввоза контейнера с грузом, чем нарушается один из основных принципов гражданского законодательства - свобода договора, а предусмотренные пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределы осуществления гражданских прав не допускают их использование в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.

ФГУП “ЗСЖД“, используя доминирующее положение на рынке услуг по перевозке грузов и вследствие этого зависимое положение своих контрагентов, навязывает им невыгодные условия, фактически обязывая их использовать для вывоза и ввоза контейнера с грузом только автомобильный транспорт, принадлежащий железной дороге, что является нарушением положений статьи 10 Закона РСФСР от 22.03.2001 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, запрещающей недобросовестную конкуренцию на рынке товарных услуг.

Указанная норма предусматривает формы недобросовестной конкуренции, перечень которых не является исчерпывающим.

В связи с чем кассационная инстанция полагает, что запрет истца на вывоз с территории контейнерной площадки станции Томск - грузовой грузов в контейнерах автотранспортом, не входящим в состав автотранспортного предприятия станции Томск - грузовой, и влекущий отказ работников станции Томск - грузовой в оформлении раскредитования документов на прибывший груз (в случае попытки осуществления вывоза груза в контейнере грузополучателем с территории контейнерной площадки с использованием собственного транспортного средства)
или отказ в выпуске транспортного средства грузополучателя с контейнером и находящимся в нем грузом с территории контейнерной площадки одним предприятиям и предоставление такой возможности другим организациям и предприятиям, то есть создание преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, является одной из форм недобросовестной конкуренции.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а не Закон РФ.

Таким образом, оспариваемые предписание и решение антимонопольного органа хотя и не содержат указание на нарушение истцом статьи 10 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, являются правильными по своему содержанию, как предписывающие ФГУП “ЗСЖД“ осуществить законные требования об обеспечении всем грузополучателям равной возможности при вывозе (ввозе) со станции Томск - грузовой прибывшего в их адрес груза в контейнерах (доставки контейнеров в определенное грузополучателем место).

При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы относится на ФГУП “ЗСЖД“.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 13 июня 2002 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4948/01 отменить и оставить в силе решение этого же
суда от 22 октября 2001 года.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на истца. Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия “Западно - Сибирская железная дорога“ в доход федерального бюджета за рассмотрение кассационной жалобы государственную пошлину в сумме 500 рублей. Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.