Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.09.2002 N Ф04/3499-436/А75-2002 по делу N А75-1003-А/2002 В связи с противоречием установленного инструкцией МНС РФ порядка исчисления суммы налога на прибыль Закону РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ и Налоговому кодексу РФ требования о признании недействительным решения об отказе в принятии дополнительной декларации, отказе в проведении зачета излишне уплаченной суммы в счет предстоящих платежей удовлетворены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 сентября 2002 года Дело N Ф04/3499-436/А75-2002

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сургуту на решение от 13.06.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1003-А/2002 по иску открытого акционерного общества “Сургутнефтегаз“ к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сургуту (далее по тексту Инспекция МНС),


УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Сургутнефтегаз“ (далее по тексту ОАО “Сургутнефтегаз“) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с исковым заявлением с требованиями о признании незаконным бездействия руководителя Инспекции МНС, выразившегося в уклонении от зачета излишне уплаченных сумм налога на прибыль в размере 72435 тыс. руб., и обязать Инспекцию МНС произвести зачет этой суммы в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль.

В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмет иска был изменен, ОАО “Сургутнефтегаз“ просило признать недействительным решение от 08.04.2002 N 05/16 Инспекции МНС об отказе в принятии дополнительной декларации за 1999 год, об отказе в проведении зачета излишне уплаченной суммы в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль и обязать Инспекцию произвести такой зачет.

Исковые требования ОАО “Сургутнефтегаз“ основаны на статьях 52, 53, 54, 55 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), пункте 2 статьи 8 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 27.12.1991 N 2116-1 (далее по тексту Закон РФ о налоге на прибыль), Законе Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 31.03.99 N 62-ФЗ и Постановлении от 30.01.2001 N 2-П Конституционного Суда Российской Федерации.

Решением от 13.06.2002 арбитражного суда исковые требования удовлетворены.

Принимая решения, арбитражный суд определил обстоятельства, имеющие значения для дела, исследовал и оценил представленные суду доказательства, применил Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ и статьи 53 и 78 НК РФ.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялась.

Инспекция МНС просит отменить принятое решение по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, и принять новое решение.


ОАО “Сургутнефтегаз“ в отзыве на кассационную жалобу в качестве возражений приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в обоснование исковых требований.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, и возражения, изложенные отзыве.

Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что ОАО “Сургутнефтегаз“ обратилось в Инспекцию МНС с заявлением от 24.01.2002 N 24.05.01 о внесении изменений и дополнений в налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1999 год. Основанием для уточнения декларации явился перерасчет налога на прибыль за 1999 год в связи с изменением ставки налога, что повлекло уменьшение обязанности налогоплательщика по уплате налога на прибыль за 1999 год перед бюджетами всех уровней на общую сумму 72435 тыс. руб.

Руководствуясь статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, ОАО “Сургутнефтегаз“ просило указанную сумму зачесть в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль.


Инспекция МНС, сославшись на пункт 5.3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ от 15.06.2000 N 62, решением от 08.04.2002 N 05/16 дополнительную декларацию за I квартал 1999 года оставила без исполнения и в зачете по налогу на прибыль в уплату предстоящих платежей отказала.

Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что, принимая решения, первая инстанция правильно применила нормы материального и процессуального права.

До 01.04.99 согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, равнялась 13%.

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 16.02.99 N 8-ОЗ размер ставки налога, зачисляемого в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа, равнялся 22%.

Законом Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 31.03.99 N 62-ФЗ размер данной ставки снижен до 11%. Одновременно, этим же Законом установлена ставка не свыше 19%, зачисляемая в бюджет субъектов Российской Федерации. Из чего следует, что общая ставка в бюджеты двух уровней составила 30%, против размера ставки 32% до 01.04.99.


Согласно статье 54 НК РФ налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода.

В соответствии со статьей 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые взносы.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, объектом налогообложения по налогу на прибыль является валовая прибыль предприятия, организации, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей.

Исходя из пункта 2 статьи 8 данного Закона, предприятие уплачивает в бюджет в течение квартала (отчетный период) авансовые платежи.

Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.


Налоговым периодом по налогу на прибыль предприятий и организаций является календарный год.

На основании статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Из вышеназванных правовых норм следует, что на момент исчисления суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, должна применяться налоговая ставка, действующая на момент определения суммы налога за налоговый период.

Пунктом 5.3 Инструкции МНС РФ от 15.06.2000 N 62 установлено, что случаях, когда ставки налога на прибыль в течение года менялись, расчеты с бюджетом по налогу производятся в следующем порядке.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации, установлена с 1 апреля 1999 года в размере 11 процентов. Сумма налога, исчисленная нарастающим итогом за I полугодие, 9 месяцев и год по ставке 11 процентов, увеличивается на сумму налога, исчисленную по ставке 2 процента от фактической налогооблагаемой прибыли за I квартал 1999 года.

Порядок исчисления суммы налога, установленный пунктом 5.3 данной Инструкции, противоречит порядку исчисления налога, установленного статьей 8 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ и статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кассационная инстанция поддерживает вывод арбитражного суда о том, что данным порядком Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вводит дополнительный объект налогообложения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

С учетом изложенного арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 июня 2002 года Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1003-А/2002 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.