Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2002 N Ф04/3389-1039/А27-2002 В удовлетворении исковых требований о признании недействительным отказа налогового органа в приведении размера пеней по взносам в Пенсионный фонд в соответствие с законодательством отказано в связи с тем, что ограничение предельного размера пеней до суммы недоимки не распространяется на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 сентября 2002 года Дело N Ф04/3389-1039/А27-2002

(извлечение)

Дочернее холдинговой компании “Кузбассразрезуголь“ открытое акционерное общество “Разрез “Осинниковский“ (далее - ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Осинниковский“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по г. Осинники и г. Калтан (далее - Инспекция МНС), третье лицо - государственное учреждение отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области (далее - Отделение ПФ) - о признании недействительным письма от 26.11.2001 N 16-12-05/3786.


Решением суда от 23.04.2002 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что ограничение предельного размера пеней до суммы недоимки действовало в период с 01.01.99 по 16.08.99 и не распространялось на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2002 решение отменено, исковые требования удовлетворены. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что положения пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому сумма пеней во всех случаях не может превышать суммы налога, распространяется и на страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В кассационной жалобе Отделение ПФ, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. Отделение ПФ считает, что в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ к правоотношениям по сбору страховых взносов нормы налогового законодательства не применяются до введения в действие статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации. До вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации могут взиматься только те налоги и сборы, которые установлены статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен законодательством, регулирующим систему государственного пенсионного страхования.

Отзыв от ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Осинниковский“ на кассационные жалобы не поступил.

В судебном заседании представитель Отделения ПФ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, задолженность ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Осинниковский“ по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на 10.08.99 составила 16820360 руб., задолженность пеней - 47907966 руб., что подтверждается справкой Отделения ПФ (л. д. 15).

Письмом от 19.11.2001 N 1-11-641 ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Осинниковский“ обратилось к Инспекции МНС с требованием о приведении размера пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с законодательством, т.е. проведение сторнации суммы пеней.


Инспекция МНС письмом от 26.11.2001 N 16-12-05/3786 отказала в проведении указанной сторнации.

Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования, неправильно применил нормы материального права.

В период до 18.08.99, то есть до вступления в силу изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, внебюджетные фонды, к которым относится и Пенсионный фонд Российской Федерации, не были включены в состав участников налоговых правоотношений.

В связи с чем распространять действия Налогового кодекса Российской Федерации на отношения рассматриваемого периода как регулируемые специальным законодательством неправомерно.

До вступления в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды были приравнены к налоговым органам по вопросам осуществления контроля и применения санкций. Однако вопросы установления размера, порядка и сроков уплаты страховых взносов и пеней регулировались отдельными законодательными актами по внебюджетным фондам.


Статьями 12 Федеральных законов Российской Федерации N 56-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год“, N 114-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год“ и Указом Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 116 был установлен порядок списания пеней по задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд, что свидетельствует об особом порядке списания пеней, отличном от положений налогового законодательства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ имеет дату 31.07.98, а не 16.07.98.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ от 16.07.98 установлено, что до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не взимаются. В связи с тем, что вышеуказанным Законом не установлены тарифы, порядок уплаты страховых взносов, последние отнесены к самостоятельному сбору и регулируются специальными актами законодательства.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ задолженность по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и соответствующие пени уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба Отделения ПФ подлежит удовлетворению.


Расходы по государственной пошлине относятся на ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Осинниковский“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3.11 Регламента арбитражных судов, утвержденного Постановлением от 05.06.96 N 7 в ред. Постановления от 20.07.98 N 11.

В соответствии с пунктом 3.11 Регламента арбитражных судов, утвержденного Постановлением Пленума ВАС Российской Федерации от 20.07.98 N 11, исполнительный лист на принудительное исполнение нового решения выдается арбитражным судом, рассмотревшим дело по первой инстанции.

Руководствуясь статьей 274, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:


Постановление апелляционной инстанции от 01.07.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2953/2002-5 отменить. Оставить в силе решение суда первой инстанции от 23.04.2002 по этому же делу.

Взыскать с дочерней холдинговой компании “Кузбассразрезуголь“ открытого акционерного общества “Разрез “Осинниковский“ государственную пошлину за подачу искового заявления, апелляционной и кассационных жалоб 2000 (две тысячи) руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.