Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2002 N Ф04/3364-420/А75-2002 В связи с тем, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, является незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 сентября 2002 года Дело N Ф04/3364-420/А75-2002

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Тюменьэнерго“ (далее - ОАО “Тюменьэнерго“) обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Сургуту о признании действий должностных лиц Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Сургуту, выразившихся в начислении пеней на сумму просрочки исполнения обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд Ханты - Мансийского автономного округа, незаконными. Просит также признать требования Инспекции Министерства по налогам и
сборам Российской Федерации по городу Сургуту N 506/07 от 1 ноября 2001 года, N 752 от 22 ноября 2001 года, N 62/07 от 16 февраля 2000 года незаконными.

Решением арбитражного суда от 7 февраля 2002 года в иске ОАО “Тюменьэнерго“ отказано.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 19 июня 2002 года решение арбитражного суда отменено, принято новое решение - об удовлетворении исковых требований ОАО “Тюменьэнерго“.

В кассационной жалобе Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Сургуту, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение арбитражного суда от 7 февраля 2002 года.

Заявитель полагает, что в соответствии с подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, отнесены к федеральным налогам. Срок уплаты налога на пользователей автодорог установлен - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Тюменьэнерго“ просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

Представители ОАО “Тюменьэнерго“ поддержали доводы возражений на кассационную жалобу.

Кассационная инстанция, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав
доводы кассационной жалобы, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Сургуту вручила ОАО “Тюменьэнерго“ требования N 506/07 от 1 ноября 2001 года, N 752 от 22 ноября 2001 года, 62/07 от 16 февраля 2000 года об уплате налога на пользователей автомобильных дорог, а также пеней по указанному налогу.

В силу статей 23, 45, 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан был перечислить налог и пени в сроки, указанные в требованиях.

Как следует из искового заявления, ОАО “Тюменьэнерго“ оспаривает требование об уплате пеней в территориальный дорожный фонд Ханты - Мансийского округа.

Налог на пользователей автомобильных дорог, введенный подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, является федеральным налогом. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 этой статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Из статьи 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ следует, что порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда
Российской Федерации - федеральным законом.

Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, входящий как составная часть в понятие “порядок образования фонда“, законодательными актами Ханты - Мансийского автономного округа - субъекта Российской Федерации - не установлен.

В связи с тем, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, является незаконным.

Ссылка налогового органа в кассационной жалобе на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 января 1992 года N 2235-1, регулирующее вопросы формирования средств федерального дорожного фонда и предусматривающее сроки для перечисления налогов на счет данного фонда, несостоятельна.

В соответствии с частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права являются основанием для отмены или изменения решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.

Оснований нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного постановления апелляционной инстанцией, в кассационной инстанции не установлено.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа признаны незаконными действия налогового органа по начислению пеней на сумму просрочки исполнения обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных
дорог в дорожный фонд Ханты - Мансийского автономного округа.

Апелляционной инстанцией при проверке законности и обоснованности принятого решения правильно применены нормы материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований к удовлетворению кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 19 июня 2002 года Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа по делу N А75-371-А/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.