Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2002 N Ф04/3339-410/А75-2002 по делу N А75-303-А/02 Поскольку сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законом порядке, начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, является незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 9 сентября 2002 года Дело N Ф04/3339-410/А75-2002

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нефтеюганскому району Ханты-Мансийского автономного округа на постановление от 10.06.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-303-А/02 по иску открытого акционерного общества “Тюменьэнерго“ к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нефтеюганскому району (далее по тексту Инспекция МНС),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Тюменьэнерго“ (далее по тексту ОАО “Тюменьэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа
с исковым заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции МНС, выразившихся в начислении пени за просрочку уплаты налога на пользователей автодорог в дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа, и о признании недействительным требования Инспекции МНС от 19.12.2001 N 02/4603.

В обоснование исковых требований ОАО “Тюменьэнерго“ сослалось на пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) и указало, что, поскольку срок уплаты налога в территориальный дорожный фонд Законом Ханты-Мансийского автономного округа “О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханты-Мансийского автономного округа“ от 13.03.2000 N 15-ОЗ не установлен, начисление пени на основании статьи 75 НК РФ является незаконным.

Решением от 05.02.2002 первой инстанции арбитражного суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В тексте документа, видимо, допущен пропуск: нет начала абзаца.

что налог на пользователей автодорог является единым федеральным налогом, не зависящим от уровня дорожного фонда, в который производится его перечисление. Вследствие этого законодательством субъекта Российской Федерации не может быть установлен иной срок уплаты данного налога в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, чем тот, который определен федеральным законодательством.

Постановлением от 19.06.2002 апелляционной инстанции решение первой инстанции отменено и по делу принято новое решение: исковые требования ОАО “Тюменьэнерго“ удовлетворены.

Отменяя принятое по делу решение, апелляционная инстанция арбитражного суда указала, что примененный первой инстанцией
при принятии решения нормативный документ при рассмотрении спора о своевременности уплаты налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд применению не подлежит.

Инспекция МНС в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение первой инстанции арбитражного суда, по основаниям, изложенным в жалобе.

ОАО “Тюменьэнерго“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель Инспекции МНС поддержала доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, представитель ОАО “Тюменьэнерго“ постановление апелляционной инстанции просил оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения норм материального и процессуального права первой и апелляционной инстанциями арбитражного суда, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов арбитражного дела, Инспекция МНС направила ОАО “Тюменьэнерго“ требование от 19.02.2001 N 02/4603 об уплате пени в сумме 10344360,64 руб., начисленной на несвоевременно уплаченную в территориально-дорожный фонд сумму налога на пользователей автодорог.

ОАО “Тюменьэнерго“, считая данное требование незаконным, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.

Кассационная инстанция, поддерживая постановление суда апелляционной инстанции, исходит из следующих норм материального права.

Из статьи 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ следует, что порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств
Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом.

Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, входящий как составная часть в понятие “порядок образования фонда“, законодательными актами Ханты-Мансийского автономного округа - субъекта Российской Федерации не установлен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеня уплачивается в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В связи с тем, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, является незаконным.

С учетом изложенного кассационная инстанция доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, считает несостоятельными.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление от 19.06.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-303-А/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.