Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2002 N Ф04/3325-998/А27-2002 по делу N А27-4038/2002-5 Органы вневедомственной охраны, осуществляющие деятельность, связанную с охраной объектов, услугами по сопровождению, относящуюся к функциям, обязательность выполнения которых установлена законодательством, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 сентября 2002 года Дело N Ф04/3325-998/А27-2002

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.06.2002, принятое судьями С., Д., С., по делу N А27-4038/2002-5 по иску Отдела вневедомственной охраны при Мариинском городском районном отделе внутренних дел к межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Кемеровской области о признании недействительным решения налогового органа N 21 от 29.03.2002,

УСТАНОВИЛ:

Отдел вневедомственной охраны при Мариинском городском районном отделе внутренних дел (далее - ОВО при Мариинском ГРОВД) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Кемеровской области (далее - Межрайонная ИМНС N 1 по Кемеровской области) о признании недействительным решения налогового органа N 21 от 29.03.2002.


В обоснование заявленного иска ОВО при Мариинском ГРОВД ссылается на то, что его деятельность не является объектом налогообложения, а при отсутствии последней не возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Решением арбитражного суда от 04.06.2002 исковые требования ОВО при Мариинском ГРОВД удовлетворены, решение межрайонной ИМНС N 1 по Кемеровской области признано недействительным.

Арбитражный суд пришел к выводу, что деятельность ОВО при Мариинском ГРОВД по охране имущества, охране общественного порядка относится к функциям, обязательность выполнения которых установлена законодательством Российской Федерации, и не может быть признана в целях налогообложения реализацией работ (услуг).

В апелляционном порядке законность решения не проверялась.

В кассационной жалобе межрайонная ИМНС N 1 по Кемеровской области просит решение от 04.06.2002 отменить, так как оно принято, по ее мнению, с нарушением норм материального права. Арбитражным судом при вынесении решения не было учтено, что деятельность ОВО при Мариинском ГРОВД по охране имущества не относится к функциям, обязательность выполнения которых установлена законодательством, так как в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации “О милиции“ охрана осуществляется на основе договоров, заключенных с физическими или юридическими лицами. Отсутствие такого договора влечет отсутствие деятельности по охране. Услуги по охране на основании общесоюзного классификатора “Отрасли народного хозяйства“, утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР от 01.01.76, могут оказываться любыми организациями и лицами, осуществляющими частный сыск, поэтому данные услуги нельзя отнести к исключительным полномочиям государственных органов в этой сфере деятельности.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Заслушав представителей истца и ответчика, поддержавших свои доводы, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта по делу.

Как следует из материалов дела, межрайонной ИМНС N 1 по Кемеровской области при проведении камеральной налоговой проверки представленных ОВО при Мариинском ГРОВД налоговых деклараций по НДС за январь и февраль 2002 года было выявлено налоговое правонарушение, выразившееся в неуплате НДС в сумме 238724 рублей 20 копеек в результате невключения в налогооблагаемую базу стоимости реализованных услуг по охране имущества, услуг от сопровождения, по охране общественного порядка.


На основании материалов проверки налоговым органом принято решение от 29.03.2002 N 21 о привлечении ОВО при Мариинском ГРОВД к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации, за неуплату НДС в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 477444 рублей 84 копеек. Данным решением истцу было также предложено уплатить 238724 рубля 20 копеек неуплаченных сумм налогов, 4913 рублей 69 копеек пеней за несвоевременную уплату налога.

Считая данное решение налогового органа незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК Российской Федерации не признается реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьями 1, 9 Закона Российской Федерации от 18.04.91 N 1026 “О милиции“, пунктом 1 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.91 N 589, - подразделения вневедомственной охраны входят в систему органов исполнительной власти. При этом названными законодательными актами на подразделения вневедомственной охраны возложена охрана объектов с особым порядком их финансирования - не из бюджета, а за счет средств, поступающих за охрану объектов на основе договоров.

Таким образом, деятельность подразделений вневедомственной охраны, связанная с охраной объектов, услугами по сопровождению, относится к функциям, обязательность выполнения которых установлена законодательством Российской Федерации, и в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК Российской Федерации не может быть признана в целях налогообложения реализацией услуг, а следовательно, ввиду отсутствия объекта налогообложения не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.


Отнесение рассматриваемых видов работ (услуг) по коду общероссийского классификатора видов экономической деятельности к коммерческой деятельности, как правильно отмечено судом, не влечет обязанности по уплате налога на добавленную стоимость ввиду того, что органы вневедомственной охраны не являются плательщиком данного налога в соответствии с вышеуказанными нормами материального права.

В связи с чем кассационная инстанция оставляет без удовлетворения кассационную жалобу.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 04.06.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4038/2002-5 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.


Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.