Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2002 N Ф04/3296-996/А27-2002 по делу N А27-4037/2002-5 Деятельность подразделений вневедомственной охраны, связанная с охраной объектов, оказанием услуг по сопровождению, относится к функциям, обязательность выполнения которых установлена законодательством, и в соответствии со статьей 146 НК РФ не может быть признана в целях налогообложения реализацией услуг ввиду отсутствия объекта налогообложения и не подлежит обложению НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 сентября 2002 года Дело N Ф04/3296-996/А27-2002

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (Межрайонная ИМНС) N 1 по Кемеровской области на решение от 4 июня 2002 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4037/2002-5,

УСТАНОВИЛ:

Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел (ОВО ОВД) г. Мариинска обратился в суд с иском о признании недействительным решения Межрайонной ИМНС N 1 по Кемеровской области от 29.03.2002 N 35 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания недоимки, пени и штрафных санкций
по налогу на добавленную стоимость на общую сумму 1760098 рублей 18 копеек. Заявленное требование обосновывает тем, что деятельность по оказанию услуг отдела вневедомственной охраны не является объектом налогообложения, поскольку обязательность их выполнения предусмотрена законодательством.

Решением суда от 4 июня 2002 г. иск требования удовлетворен.

При принятии решения суд исходил из положений Закона Российской Федерации “О милиции“ и статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что при исчислении налога на добавленную стоимость не признается реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения таких работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного решения не проверялись.

В кассационной жалобе Межрайонная ИМНС N 1 по Кемеровской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что вид деятельности, осуществляемый истцом, в соответствии с общероссийским классификатором относится к коммерческой деятельности, в связи с чем подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Кассационная коллегия, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта по следующим причинам.

Как следует из материалов дела,
при проведении выездной налоговой проверки ОВО ОВД г. Мариинска по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.1999 по 31.12.2001 ответчиком были выявлены правонарушения при исчислении налога на добавленную стоимость.

На основании акта выездной налоговой проверки от 07.03.2002 N 34 было принято решение от 29.03.2002 N 35 о привлечении ОВО ОВД г. Мариинска к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьями 1, 9 Закона Российской Федерации от 18.04.91 N 1026 “О милиции“, пунктом 1 Положения о вневедомственной охране при органах подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 589, подразделения вневедомственной охраны входят в систему органов исполнительной власти. При этом названными законодательными актами на подразделения вневедомственной охраны возложена охрана объектов с особым порядком их финансирования - не из бюджета, а за счет средств, поступающих за охрану объектов на основе договоров.

Таким образом, деятельность подразделений вневедомственной охраны, связанная с
охраной объектов, оказанием услуг по сопровождению, относится к функциям, обязательность выполнения которых установлена законодательством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не может быть признана в целях налогообложения реализацией услуг, а следовательно, ввиду отсутствия объекта налогообложения не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Отнесение рассматриваемых видов работ (услуг) по коду общероссийского классификатора видов экономической деятельности к коммерческой деятельности, как правильно отмечено судом, не влечет обязанности по уплате налога на добавленную стоимость ввиду того, что органы вневедомственной охраны не являются плательщиком данного налога в соответствии с вышеуказанными нормами материального права.

Ссылка заявителя на отсутствие факта заключения договоров кассационной инстанцией признается несостоятельной, поскольку налоговым органом доказательств использования не по целевому назначению денежных средств от оказанных услуг, в порядке статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в ходе судебного заседания суду первой инстанции представлено не было.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями: пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 июня 2002 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4037/2002-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Кемеровской области без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию
не подлежит.