Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2002 N Ф04/3253-1173/А45-2002 по делу N А45-7395/2002-КГ11/300 В случае ликвидации предприятия в соответствии с процедурой банкротства отсутствующего должника наличие или отсутствие задолженности у должника по платежам в бюджет правового значения не имеет.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 5 сентября 2002 года Дело N Ф04/3253-1173/А45-2002
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Новосибирска на решение от 22.05.2002 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7395/2002-КГ11/300,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Новосибирска (далее - ИМНС по Советскому району) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью “САНАЛИН“ о ликвидации предприятия в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исковые требования обоснованы ссылкой на неоднократные нарушения налогового законодательства.
Решением от 22.05.2002 суд отказал в удовлетворении иска, мотивируя тем, что материалами дела подтверждается факт прекращения ООО “САНАЛИН“ своей деятельности, факт отсутствия сведений о месте нахождения органа юридического лица, в связи с чем предприятия, прекратившие деятельность, должны ликвидироваться в порядке, предусмотренном статьей 180 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. При этом суд указал, что в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
ИМНС по Советскому району, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в кассационной жалобе просит решение арбитражного суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, ответчик не может считаться прекратившим существование, поскольку он не исключен из единого реестра юридических лиц. Также податель жалобы считает, что в данном случае ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ не может быть применен, так как ответчик не имеет задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, своих представителей на судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо деятельности, противоречащей его уставным целям.
ИМНС по Советскому району в нарушение статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (1995 года) не представила доказательств, подтверждающих, что ООО “САНАЛИН“ фактически действует и в процессе своей деятельности нарушает налоговое законодательство.
Как усматривается из материалов дела и установлено первой инстанцией суда, ответчик прекратил свою деятельность, вследствие чего не выполняет требования закона об уплате налогов, представлении отчетности. Фактическое местонахождение ответчика неизвестно, все почтовые направления об извещении ответчика о дне рассмотрения дела возвращены с отметкой об отсутствии адресата.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предприятия, прекратившие свою деятельность, должны ликвидироваться в порядке, предусмотренном статьей 180 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. Оснований для ликвидации предприятия, прекратившего деятельность, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “статьей 2 главы X“ имеется в виду “параграфом 2 главы X“.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 своего информационного письма от 13.01.2000 N 50 “Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)“ указал, что ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, осуществляется в соответствии со статьей 180 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ в порядке, предусмотренном статьей 2 главы X этого Закона для проведения процедуры банкротства отсутствующего должника. Условия ликвидации юридических лиц, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в этих случаях не применяются.
Доводы подателя жалобы о том, что для ликвидации предприятия в порядке, предусмотренном статьей 180 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, необходимо наличие у предприятия задолженности по платежам в бюджет, не основаны на законе. В соответствии со статьей 177 ФЗ признаки банкротства, предусмотренные статьей 3 указанного Закона, не применяются к банкротству отсутствующего должника, то есть наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом в таком случае правового значения не имеет.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная инстанция не имеет для отмены решения оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 1 статьи 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.05.2002 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7395/2002-КГ11/300 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС Российской Федерации по Советскому району города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.