Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2002 N Ф04/3356-92/А02-2002 по делу N А02-3193/2001 Дело по иску прокурора о признании недействительным создания государственного предприятия и применении последствий недействительности сделки передано на новое рассмотрение, поскольку суд не исследовал вопрос о возникновении гражданско-правовых последствий при создании госпредприятия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 4 сентября 2002 года Дело N Ф04/3356-92/А02-2002

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Российской Федерации, г. Москва, на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 20.05.2002, принятое судьей К., и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 12.07.2002, принятое судьями Н., Г., Я., по делу N А02-3193/2001 по иску прокурора Республики Алтай к Правительству Республики Алтай и Государственному комитету по управлению государственным имуществом Республики Алтай,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Алтай в интересах государства и общества обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Правительству Республики Алтай и
Государственному комитету по управлению государственным имуществом Республики Алтай о признании недействительными создания и регистрации государственного предприятия “Акташское горно-металлургическое предприятие“ и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Определением арбитражного суда от 23.01.2002 к участию в деле привлечено Министерство имущественных отношений Российской Федерации в качестве истца.

Решением арбитражного суда от 20.05.2002 в иске отказано. Арбитражный суд пришел к выводу, что создание и регистрация предприятия не является сделкой, поэтому доводы истца о применении статей 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованны.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2002 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Российской Федерации просит отменить судебные акты и принять новое решение, указывая, что арбитражным судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, исковые требования прокурора обоснованны.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет по управлению имуществом Республики Алтай просит оставить без изменения судебные акты и рассмотреть жалобу в отсутствие их представителя.

В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы не представил документы, удостоверяющие его статус и полномочия.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, стороны о дне слушания извещены надлежащим образом.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, считает, что принятые ими судебные
акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом Республики Алтай 16.02.93 принял решение N 168 о создании государственного предприятия “Акташское горно-металлургическое предприятие“ на базе имущества Горно-Алтайского производственного комплекса.

Арбитражный суд, отказав в иске прокурору Республики Алтай о признании недействительными создания и регистрации указанного предприятия, принял недостаточно обоснованное решение.

Согласно части 2 статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, доказательства, на которых основаны выводы арбитражного суда об этих обстоятельствах, и доводы, по которым арбитражный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что создание и регистрация государственного предприятия (далее - ГП) “Акташское горно-металлургическое предприятие“ не является сделкой. Однако арбитражный суд не учел следующее.

Согласно статье 26 Основ гражданского законодательства и статье 41 Гражданского кодекса РСФСР (действовавших в спорный период) сделками признаются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Из статьи 4 Гражданского кодекса РСФСР следует, что гражданские права и обязанности могут возникнуть из административных актов.

Сделки всегда представляют собой волевые акты и направлены на достижение определенного правового результата.

Из пункта
5.1 решения Комитета по управлению имуществом Республики Алтай N 168 от 16.02.93 видно, что уставный фонд ГП “Акташское горно-металлургическое предприятие“ образуется за счет вклада учредителя, передачи основных и оборотных средств с баланса Горно-Алтайского производственного комплекса.

Арбитражный суд не дал оценки обстоятельствам и всем материалам дела и не исследовал вопрос о том, возникли ли гражданско-правовые последствия при создании ГП “Акташское горно-металлургическое предприятие“.

Без исследования указанных обстоятельств нельзя однозначно сделать вывод о том, что создание и регистрация предприятия являются ненормативными актами, а не сделкой.

В подтверждение исковых требований прокурор сослался как на одно из оснований иска отнесение к объектам федеральной собственности в соответствии с пунктом 1 раздела 4 приложения к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ имущества Горно-Алтайского производственного комплекса.

Первая инстанция не дала оценки указанным доводам.

Апелляционная инстанция, не оспаривая, что предметом исковых требований является признание недействительной сделки по созданию унитарного государственного предприятия, также не устранила данное нарушение норм процессуального права.

Учитывая, что допущенные нарушения норм процессуального права могли привести к принятию неправильного решения по делу и не могут быть устранены кассационной инстанцией, судебные
акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо дать оценку предмету и основаниям иска с учетом материалов дела и действующего законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле Горно-Алтайского производственного комплекса, рассмотреть спор по существу, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 20.05.2002 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 12.07.2002 по делу N А02-3193/2001 отменить и направить дело на новое рассмотрение в этот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.