Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2002 N Ф04/3343-631/А03-2002 В удовлетворении иска о признании несписания сумм пеней за 1999 год как бездействия налогового органа и отделения Пенсионного фонда отказано, поскольку порядок списания пеней, образовавшихся у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на 01.01.99, регулировался Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда, а не налоговым законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 сентября 2002 года Дело N Ф04/3343-631/А03-2002

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Производственное объединение “Железобетон“ (далее - ООО “ПО “Железобетон“) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации Единой пенсионной службы по Алтайскому краю (далее - Отделение ПФ), Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Бийску (далее - Управление ПФ) и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Бийску (далее - Инспекция МНС) о признании неправомерным бездействия начальника Управления ПФ и руководителя Инспекции МНС в части отказа в сложении (списании) части задолженности по пеням, подлежащим уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.99 по 18.08.99.


В судебном заседании ООО “ПО “Железобетон“ уточнило исковые требования в силу статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (1995) и просило признать несписание сумм пеней за 1999 год как бездействие Инспекции МНС, Отделения ПФ и Управления ПФ.

Решением суда от 06.03.2001 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что суд не усмотрел бездействия со стороны ответчиков, так как письмами от 14.012.2001 N 13-41/27842 и от 04.12.2001 N 4141 ООО “ПО “Железобетон“ было отказано в списании пеней.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.05.2002 решение оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и дополнительно указал, что порядок списания пеней, образовавшихся у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на 01.01.99, регулировался Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.99 N 56-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год“.

В кассационной жалобе ООО “ПО “Железобетон“, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение - об удовлетворении исковых требований. Заявитель полагает, что перерасчет сумм пеней за 1999 год должен производиться без соответствующего обращения и без принятия решения, поэтому указанные письма нельзя считать решением об отказе в списании сумм пеней. Кроме того, исходя из Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации N 7-П от 24.02.98 и N 18-П от 23.12.99 и статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации взносы в Пенсионный фонд рассматриваются как налоговый платеж.

В отзыве на кассационную жалобу Отделение ПФ считает судебные акты законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 20.11.2002 ООО “ПО “Железобетон“ обратилось в Отделение ПФ, Управление ПФ, Инспекцию МНС с заявлением (письма N 123-11, N 123-11/1) о перерасчете суммы пеней по состоянию на 18.08.99 с учетом произведенных сложений (списания) части суммы пеней за период с 01.01.99 по 18.08.99.

Инспекция МНС письмом от 14.12.2001 N 13-41/27842, Отделение ПФ письмом от 04.12.2001 N 4141 отказали в перерасчете пеней.


Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций правильно применил нормы права.

Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы ООО “ПО “Железобетон“.

В период до 18.08.99, то есть до вступления в силу изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, внебюджетные фонды, к которым относится и Пенсионный фонд Российской Федерации, не были включены в состав участников налоговых правоотношений.

В связи с чем распространять действия Налогового кодекса Российской Федерации на отношения рассматриваемого периода, как регулируемые специализированным законодательством, неправомерно.

До вступления в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды были приравнены к налоговым органам по вопросам осуществления контроля и применения санкций. Однако вопросы установления размера, порядка и сроков уплаты страховых взносов и пеней регулировались отдельными законодательными актами по внебюджетным фондам.


Статьями 12 Федеральных законов Российской Федерации N 56-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год“, N 114-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год“ и Указом Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 116 был установлен порядок списания пеней по задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд, что свидетельствует об особом порядке списания пеней, отличном от положений налогового законодательства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“ имеет дату 31.07.98, а не 16.07.98.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ от 16.07.98 установлено, что до введения в действие статьями 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не взимаются. В связи с тем, что вышеуказанным Законом не установлены тарифы, порядок уплаты страховых взносов, последние отнесены к самостоятельному сбору и регулируются специальными актами законодательства.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ задолженность по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и соответствующие пени уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.


Руководствуясь статьей 274, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 06.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 07.05.2002 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10077/01-4к оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Производственное объединение “Железобетон“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.