Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2002 N Ф04/3247-985/А27-2002 В иске о признании недействительным отказа в перерасчете пеней путем списания суммы, превышающей недоимку по взносам в Пенсионный фонд, отказано, поскольку на спорные отношения по корректировке сумм пеней действие налогового законодательства не распространяется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 сентября 2002 года Дело N Ф04/3247-985/А27-2002

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Междуреченскторг“ обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Отделение ПФ), третье лицо - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Междуреченску (далее - Инспекция МНС), о признании недействительным письма N 05-1674 от 19.06.2001 и обязании произвести перерасчет пеней по задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации по состоянию на 12.07.99 с 7013135 руб. до 3502351 руб., по состоянию на 17.12.2001 с
10765000 руб. до 7254216 руб. в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 09.04.2002, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2002, в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебные инстанции исходили из того, что до 18.08.99 Пенсионный фонд Российской Федерации не являлся субъектом правоотношений, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, и на порядок исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с 01.01.99 по 18.08.99 нормы налогового законодательства не распространялись, поэтому не подлежит применению действовавшее в этот период положение абзаца 3 пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что во всех случаях суммы пеней не могут превышать неуплаченной суммы долга.

В кассационной жалобе ООО “Междуреченскторг“, ссылаясь на нарушение судом норм права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить исковые требования. ООО “Междуреченскторг“ полагает, что исходя из Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации N 7-П от 24.02.98 и N 18-П от 23.12.99 и статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации взносы в Пенсионный фонд рассматриваются как налоговый платеж.

Отзывы от Отделения ПФ и Инспекции МНС на кассационную жалобу не поступили.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права,
считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, письмом от 09.06.2001 N 169 ООО “Междуреченскторг“ обратилось в Отделение ПФ с заявлением о перерасчете пеней по состоянию на 01.01.2002 путем списания суммы, превышающей недоимку по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, указывая на отсутствие задолженности по текущим платежам.

Отделение ПФ письмом N 05-1674 от 19.06.2001 отказало в корректировке сумм пеней в связи с отсутствием правового основания для распространения налогового законодательства на спорные правоотношения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций правильно применил нормы права.

Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы ООО “Междуреченскторг“.

В период до 18.08.99, то есть до вступления в силу изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, внебюджетные фонды, к которым относится и Пенсионный фонд Российской Федерации, не были включены в состав участников налоговых правоотношений.

В связи с чем распространять действия Налогового кодекса Российской Федерации на отношения рассматриваемого периода как регулируемые специализированным законодательством неправомерно.

До вступления в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды были приравнены к налоговым органам по вопросам осуществления контроля и применения санкций. Однако вопросы установления размера, порядка и сроков уплаты страховых взносов и пеней регулировались отдельными законодательными актами по внебюджетным фондам.

Статьями 12 Федеральных законов
Российской Федерации N 56-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год“, N 114-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год“ и Указом Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 116 был установлен порядок списания пеней по задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд, что свидетельствует об особом порядке списания пеней, отличном от положений налогового законодательства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“ имеет дату 31.07.98, а не 16.07.98.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ от 16.07.98 установлено, что до введения в действие статьями 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не взимаются. В связи с тем, что вышеуказанным Законом не установлены тарифы, порядок уплаты страховых взносов, последние отнесены к самостоятельному сбору и регулируются специальными актами законодательства.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от
05.08.2000 N 118-ФЗ задолженность по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и соответствующие пени уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 274, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 09.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 08.08.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2095/2002-5 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Междуреченскторг“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.