Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2002 N Ф04/3246-978/А27-2002, N Ф04/3246-1012/А27-2002 В иске о признании недействительным письма налогового органа об отказе в проведении сторнации пеней по взносам в Пенсионный фонд отказано, поскольку деятельность Пенсионного фонда до 17.08.99 регламентировалась специальными нормами законодательства о пенсионном страховании и действие Налогового кодекса РФ на отношения рассматриваемого периода не распространяется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 сентября 2002 года Дело N Ф04/3246-978/А27-2002

N Ф04/3246-1012/А27-2002

(извлечение)


Дочернее холдинговой компании “Кузбассразрезуголь“ открытое акционерное общество “Разрез “Бачатский“ (далее - ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Бачатский“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о признании недействительным письма от 22.02.2002 N 16-04-24/847 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3, г. Белово (далее - Инспекция МНС).

Решением суда от 18.04.2002 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации до 17.08.99 регламентировалась специальными нормами законодательства о пенсионном страховании и распространять действие Налогового кодекса Российской Федерации на отношения рассматриваемого периода (с 01.01.99 по 17.08.99) неправомерно.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2002 решение отменено, исковые требования удовлетворены. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что взносы в государственные внебюджетные фонды, к которым относится и Пенсионный фонд Российской Федерации, подпадают под определение налога, данное в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания для придания им особого статуса, отличного от всех прочих видов федеральных налогов, в период с 01.01.99 и до внесения изменений в статью 9 Налогового кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции. Инспекция МНС полагает, что в период до 18.08.99, т.е. до вступления в силу изменений и дополнений Налогового кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, внебюджетные фонды, к которым относится и Пенсионный фонд, не были включены в состав участников налоговых правоотношений. В связи с чем распространять действия Налогового кодекса Российской Федерации на отношения рассматриваемого периода как регулируемого специальным законодательством неправомерно.

В кассационной жалобе государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области (далее - Отделение ПФ), ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции. Отделение ПФ считает, что страховые взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к самостоятельному федеральному сбору, поскольку обязанность уплаты указанных сборов установлена специальными актами законодательства и не были включены в статью 19 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен законодательством, регулирующим систему государственного пенсионного страхования.

Отзыв от ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Бачатский“ на кассационные жалобы не поступил.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, задолженность ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Бачатский“ по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на 10.08.99 составила 45607016 руб., задолженность пеней - 150482053 руб., что подтверждается справкой Отделения ПФ.


Письмом от 20.02.2002 N 382 ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Бачатский“ обратилось к Инспекции МНС с требованием о приведении размера пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с законодательством, т.е. проведение сторнации пеней на сумму 104875037 руб.

Инспекция МНС письмом от 22.02.2002 N 16-04-24/847 отказала в проведении указанной сторнации.

Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования, неправильно применил нормы материального права.

В период до 18.08.99, то есть до вступления в силу изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, внебюджетные фонды, к которым относится и Пенсионный фонд Российской Федерации, не были включены в состав участников налоговых правоотношений.

В связи с чем распространять действия Налогового кодекса Российской Федерации на отношения рассматриваемого периода как регулируемые специальным законодательством неправомерно.


До вступления в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды были приравнены к налоговым органам по вопросам осуществления контроля и применения санкций. Однако вопросы установления размера, порядка и сроков уплаты страховых взносов и пеней регулировались отдельными законодательными актами по внебюджетным фондам.

Статьями 12 Федеральных законов Российской Федерации N 56-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год“, N 114-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год“ и Указом Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 116 был установлен порядок списания пеней по задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд, что свидетельствует об особом порядке списания пеней, отличном от положений налогового законодательства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“ имеет дату 31.07.98, а не 16.07.98.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ от 16.07.98 установлено, что до введения в действие статьями 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не взимаются. В связи с тем, что вышеуказанным Законом не установлены тарифы, порядок уплаты страховых взносов, последние отнесены к самостоятельному сбору и регулируются специальными актами законодательства.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ задолженность по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и соответствующие пени уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.


При таких обстоятельствах кассационные жалобы Инспекции МНС и Отделения ПФ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьей 274, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 25.06.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2951/2002-5 отменить, оставить в силе решение суда от 18.04.2002 по тому же делу.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.