Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2002 N Ф04/3221-1191/А45-2002 по делу N А45-10561/00-СА/419 Дело по иску о признании недействительным представления органа казначейства о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, передано на новое рассмотрение, при котором следует проверить факт нецелевого использования средств с учетом действующего в спорный период законодательства, соответствие оспариваемого представления требованиям Бюджетного кодекса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 4 сентября 2002 года Дело N Ф04/3221-1191/А45-2002

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу истца - Новосибирского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на решение от 30.01.2002 и на постановление апелляционной инстанции от 10.06.2002 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10561/00-СА/419 по иску Новосибирского территориального управления МАП Российской Федерации к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Новосибирской области, третье лицо на стороне ответчика - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Новосибирска,

УСТАНОВИЛ:

Новосибирское территориальное управление Министерства
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Новосибирской области о признании недействительным его представления от 29.09.2000 N 73 о взыскании 4500 руб., использованных не по целевому назначению.

К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Новосибирска.

Определением суда от 21.05.2001 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.10.2001 определение суда отменено и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса, действующего в момент принятия решения суда, истец изменил основания иска и просил признать недействительным оспариваемый ненормативный акт по причине недоказанности нецелевого использования бюджетных средств; указанный акт не соответствует форме, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации; ответчиком нарушен десятидневный срок для принятия постановления о бесспорном списании бюджетных средств.

Решением суда от 30.01.2002 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с установлением факта нецелевого использования бюджетных средств.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2002 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе истец просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, признать недействительным оспариваемое предписание. Заявитель полагает, что
судом неправильно применены нормы материального права и сделан необоснованный вывод о нецелевом использовании бюджетных средств.

Отзывы на жалобу ответчиком и третьим лицом не представлены.

Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что по результатам проверки деятельности истца по вопросу целевого использования средств федерального бюджета, выделенных за период с 01.09.1999 по 30.06.2000, установлены факты их нецелевого использования.

На основании акта проверки от 28.08.2000 руководителем органа казначейства в адрес Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Новосибирска направлено представление от 29.09.2000 N 73 о взыскании с истца 4500 руб. бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.

Отказывая в признании недействительным указанного представления казначейства, арбитражный суд исходил из того, что истцом в 1999 году допущено нецелевое использование средств федерального бюджета путем перераспределения с одного кода экономической классификации на другой. В связи с этим суд пришел к выводу, что представление казначейства соответствует пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 “О федеральном казначействе“, пунктам 12, 13, 14, 15 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от
27.08.93 N 864.

Вместе с тем арбитражным судом не учтено следующее.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 09.07.99 N 159-ФЗ “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации“ по бюджетным правоотношениям, возникшим до введения в действие указанного Кодекса, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

В данном случае оспариваемое истцом представление о взыскании средств вынесено органом казначейства 29.09.2000, т.е. в период действия Бюджетного кодекса Российской Федерации, и данное представление порождает соответствующие права и обязанности в период действия Кодекса.

При указанных обстоятельствах подлежали применению нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего порядок, основания, сроки принятия постановления о бесспорном списании средств. Судом недостаточно проверены доводы истца о несоответствии оспариваемого представления требованиям Кодекса.

Более того, в судебных актах не приведены нормативные правовые акты, действующие в период предполагаемого нарушения, т.е. в 1999 году, характеризующие понятие нецелевого использования бюджетных средств.

В связи с этим нельзя признать обоснованными выводы суда о наличии факта нецелевого использования истцом средств путем перераспределения средств с одного кода экономической классификации на другой.

Учитывая неправильное применение норм материального права при разрешении спора, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором следует проверить факт нецелевого использования средств с учетом действующего в спорный период законодательства, а также дополнительно проверить
соответствие оспариваемого представления требованиям бюджетного законодательства, действующего в период принятия представления и предусматривающего основания, порядок и сроки вынесения соответствующего документа.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30.01.2002 и постановление от 10.06.2002 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10561/00-СА/419 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.