Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.09.2002 N Ф04/3198-295/А81-2002 по делу N А81-265/876А-02 Установление налоговым органом недоимки по налогам только на основании данных лицевого счета, без его расшифровки по периодам образования задолженности и расчета пеней, неправомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2002 г. N Ф04/3198-295/А81-2002

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Ноябрьскдорстрой“ (истец) на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.06.2002 по делу N А81-265/876А-02 по иску ОАО “Ноябрьскдорстрой“ к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ноябрьску,

установил:

открытое акционерное общество “Ноябрьскдорстрой“ (далее - ОАО “Ноябрьскдорстрой“) обратилось в суд с иском к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ноябрьску (далее - Инспекция МНС) о признании недействительным требования N 1117 от 23.11.2001 об уплате налогов и других обязательных платежей в
бюджет и государственные внебюджетные фонды по состоянию на 23.11.2001.

Решением суда от 01.03.2002 исковые требования удовлетворены в связи с тем, что при вынесении и направлении налогоплательщику требования нарушен пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что в отношении сумм налогов и пени, указанных в требовании, ранее предпринимались меры ко взысканию за счет имущества должника.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2002 решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что формальные нарушения пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации не являются сами по себе основанием для признания недействительным требования, и, кроме того, ОАО “Ноябрьскдорстрой“ не представило доказательств уплаты налогов.

В кассационной жалобе ОАО “Ноябрьскдорстрой“, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель считает, что налоговое законодательство не содержит такого основания для взимания налога как задолженность по лицевым счетам. Кроме того, Инспекция МНС обжалуемым требованием повторно производит взыскание задолженности.

Представитель ОАО “Ноябрьскдорстрой“ в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление апелляционной инстанции арбитражного суда без изменения и отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Инспекция указывает, что у налогоплательщика имеется значительная задолженность по налогам, в связи с чем ему было направлено очередное уточненное требование на уплату налогов и пени, в которое вошла вся задолженность по состоянию на дату направления требования.

Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает,
что постановление апелляционной инстанции арбитражного суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, Инспекция МНС направила ОАО “Ноябрьскдорстрой“ требование N 1117 от 23.11.2001 об уплате налогов, а также начисленных на них пеней по состоянию на 23.11.2001, согласно лицевому счету налогоплательщика.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, неправильно применил нормы материального права.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога и пеней направляется налоговой инспекцией налогоплательщику при наличии у него недоимки и обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога и сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Форма требования об уплате налога и сбора, соответствующая статье 69
Налогового кодекса Российской Федерации, утверждена приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 07.09.1998 N БФ-3-10/228 (редакция 03.08.1999).

Таким образом, требование налогового органа об уплате налога как ненормативный акт государственного органа должно содержать в тексте сведения о периодах образования задолженностей по конкретным налогам и соответствующие расчеты пеней по ним. Оспариваемое требование таких сведений не содержит. Нет в нем и ссылок на результаты проведенных камеральных либо выездных налоговых проверок ОАО “Ноябрьскдорстрой“.

Поэтому следует согласиться с выводом первой инстанции, что установление недоимки по налогам на основании только данных лицевого счета, без его расшифровки по периодам образования задолженностей и расчета пеней, не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь частью 1 п. 5 статьи 287, частью 2 п. 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление апелляционной инстанции от 14.06.2002 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-265/876А-02 отменить. Оставить в силе решение от 01.03.2002 по этому же делу.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.