Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.08.2002 N Ф04/3051-619/А46-2002 В соответствии с действующим законодательством ответственность за неприменение контрольно - кассовой машины установлена только для физических лиц, осуществляющих продажу товаров или иных предметов от имени юридических лиц, и для граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица и лично продающих товары или иные предметы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 августа 2002 года Дело N Ф04/3051-619/А46-2002

(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с предпринимателя Ф.И.О. 5009 руб. 40 коп. штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины.


Решением суда от 27.03.2001, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2001, исковые требования удовлетворены.

Постановлением кассационной инстанции от 17.10.2001 постановление апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию арбитражного суда в связи с тем, что апелляционная инстанция приняла постановление без учета статьи 33 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в соответствии с которой при оценке обстоятельств и характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих или отягощающих ответственность, суд может снизить размер штрафных санкций по сравнению с указанным в решении либо исковом заявлении.

Последним постановлением апелляционной инстанции от 05.06.2002 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что ответственность за неприменение контрольно - кассовых машин в настоящее время установлена только для физических лиц, осуществляющих продажу товаров или иных предметов от имени юридических лиц, и для граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица и лично продающих товары или иные предметы.

В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять решение об удовлетворении исковых требований. Заявитель полагает, что ответственность за неприменение контрольно - кассовой машины должен нести именно предприниматель, а не физическое лицо, действующее от его имени.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена проверка соблюдения Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ в летнем кафе по улице Пушкина г. Омска, принадлежащем предпринимателю Л.И.Александровой.

В ходе проверки установлен факт неприменения контрольно - кассовой машины при продаже двух бутылок пива. На основании акта проверки от 15.07.99 N 033346 Инспекцией МНС принято постановление N 91 от 15.07.99 о наложении на предпринимателя штрафа в размере 60-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в сумме 5009,40 руб.

Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правильно применил нормы материального и процессуального права.


В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ от 18.06.93 N 5215-1 денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

Статьей 7 указанного Закона (в редакции Федерального закона Российской Федерации N 196-ФЗ от 30.12.2000) предусмотрено, что суммы штрафов, взысканных за нарушение законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются следующим образом: 20% - в федеральный бюджет, 80% - в местный бюджет.

Статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (в редакции от 20.03.2001) предусмотрена ответственность за продажу товаров и иных предметов на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно - кассовых машин.

Суд апелляционной инстанции правильно указал, что в силу статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Таким образом, кассационная жалоба Инспекции МНС удовлетворению не подлежит.


Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 05.06.2002 Арбитражного суда Омской области по делу N 11-690 (А-418/01) оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Омска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.