Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.08.2002 N Ф04/2996-927/А27-2002 Поскольку нормы НК РФ стали распространяться на взносы в Пенсионный фонд РФ и другие внебюджетные фонды только тогда, когда предусмотренное ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ ограничение суммы начисленных пеней было отменено, налоговый орган обоснованно отказал налогоплательщику в сторнации сумм пеней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 21 августа 2002 года Дело N Ф04/2996-927/А27-2002

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев кассационную жалобу ОАО “Разрез “Талдинский“ на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.05.2002 по делу N А27-2952/2002-5 по иску ОАО “Разрез “Талдинский“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области, при участии третьего лица - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Разрез “Талдинский“ (далее - ОАО “Разрез “Талдинский“) обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - Инспекция МНС) при участии третьего лица - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области (далее - ОПФ Российской Федерации по Кемеровской области) о признании недействительным письма Инспекции МНС от 27.12.2001 N 16-05/8230.

В обоснование заявленного иска ОАО “Разрез “Талдинский“ ссылается на статью 8 Закона Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, которой предусмотрено, что размер пеней, включая начисленные до 01.01.99, не может превышать для налогоплательщика неуплаченные суммы налога (сбора).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.05.2002 исковые требования ОАО “Разрез “Талдинский“ оставлены без удовлетворения.

В апелляционном порядке законность решения не проверялась.

В кассационной жалобе ОАО “Разрез “Талдинский“ просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области в связи с неправильным, по ее мнению, применением судом норм материального и процессуального права по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, принять новое решение - об удовлетворении исковых требований.

Отзыва на кассационную жалобу не поступило.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьей 162, статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО
“Разрез “Талдинский“ 25.11.2001 направило в Инспекцию МНС письмо за N 6-06/899 с просьбой привести размер пеней в соответствие с требованиями действующего законодательства, в котором истец ссылался на положения статьи 8 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 155-ФЗ).

На данное письмо Инспекция МНС дала ответ за N 16-05/8230 от 27.12.2001, в котором отказала в сторнации сумм пеней, мотивируя отказ тем, что контроль за зачислением и уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды на налоговые органы возложен с 01.01.2001, в связи с чем перерасчет пеней не применим к пеням, начисленным внебюджетными фондами до 01.01.2001, и данные вопросы необходимо было урегулировать с внебюджетными фондами в срок до 01.01.2001, то есть до подписания актов сверок.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд правильно применил нормы материального права.

Кассационная инстанция не принимает доводы ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Талдинский“, изложенные в кассационной жалобе.

В период до 18.08.99, то есть до вступления в силу изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, внебюджетные фонды, к которым относится и Пенсионный фонд Российской Федерации, не были включены в состав участников налоговых правоотношений.

В связи с чем распространять действия Налогового кодекса Российской Федерации на отношения рассматриваемого
периода как регулируемые специализированным законодательством неправомерно.

До вступления в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды были приравнены к налоговым органам по вопросам осуществления контроля и применения санкций. Однако вопросы установления размера, порядка и сроков уплаты страховых взносов и пеней регулировались отдельными законодательными актами по внебюджетным фондам.

Статьями 12 Федерального закона Российской Федерации N 56-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год“, N 114-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год“ и Указом Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 116 был установлен порядок списания пеней по задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд, что свидетельствует об особом порядке списания пеней, отличном от положения налогового законодательства.

Согласно статье 2 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ от 16.07.98 впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установить, что налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не взимаются. В вышеуказанных статьях не закреплены взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ задолженность по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и соответствующие пени уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.

Ссылка заявителя в кассационной жалобе на Постановление от 24.02.98 N 7-П и определение от 01.07.99 N 97-О Конституционного Суда Российской Федерации несостоятельна, так как по данному спору взыскиваются не суммы штрафа, а пени, что не было предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы в части заявленного иска.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 07.05.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2952/2002-5 оставить без изменения, кассационную жалобу ДХК “Кузбассразрезуголь“ ОАО “Разрез “Талдинский“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.