Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.08.2002 N Ф04/2891-582/А46-2002 Дело по иску к предпринимателю о взыскании штрафа за нарушение Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ направлено на новое рассмотрение, поскольку, отказывая в иске, суд не учел, что ответственность за неприменение ККМ несет юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), а не конкретный работник.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 августа 2002 года Дело N Ф04/2891-582/А46-2002

(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Советскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском к предпринимателю Ченбаеву А.Т. о взыскании 5000 руб. штрафа за нарушение статьи 1 Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Решением суда от 13.05.2002 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что ответственность за неприменение контрольно - кассовых машин
в настоящее время установлена только для физических лиц, осуществляющих продажу товаров или иных предметов от имени юридических лиц, и для граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица и лично продающих товары или иные предметы.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной инстанции Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда. Заявитель полагает, что ответственность за неприменение контрольно - кассовой машины должен нести именно предприниматель, а не физическое лицо, действующее от его имени.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, считает, что решение подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Ченбаева А.Т. по вопросам исполнения требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

По результатам проверки составлен акт N 054209 от 19.12.2001 и принято постановление N 08/1735 от 24.12.2001 о привлечении предпринимателя Ченбаева А.Т. к административной ответственности в виде штрафа за нарушение Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, выразившееся в применении неисправной контрольно - кассовой машины.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ от 18.06.93 N 5215-1 денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся
всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

Статьей 7 указанного Закона (в редакции Федерального закона Российской Федерации N 196-ФЗ от 30.12.2001) предусмотрено, что суммы штрафов, взысканных за нарушение законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются следующим образом: 20% - в федеральный бюджет, 80% - в местный бюджет.

Статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (в редакции от 20.03.2001) предусмотрена ответственность за продажу товаров и иных предметов на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно - кассовых машин.

Вывод арбитражного суда о том, что реализация товаров без применения контрольно - кассовой машины от имени индивидуального предпринимателя не им самим, а иным лицом в настоящее время состава правонарушения не образует, является необоснованным.

В соответствии с частью 3 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 ответственность за неприменение контрольно - кассовой машины несет юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), а не конкретный работник.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку спор по существу судом не рассматривался.

При новом рассмотрении спора суду следует принять меры к полному и всестороннему исследованию всех обстоятельств дела в соответствии с требованиями статей 59, 125 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 175, частями 1, 2 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2002 по делу N 20-94/02 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.