Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.06.2002 N Ф04/1946-233/А75-2002 Учитывая отсутствие законодательно установленного срока для перечисления налога на пользователей автодорог в дорожный фонд субъекта РФ, кассационная инстанция удовлетворила иск о признании недействительными требований налогового органа об уплате пеней, начисленных за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 5 июня 2002 года Дело N Ф04/1946-233/А75-2002
(извлечение)
Открытое акционерное общество “Тюменьэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижневартовскому району о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в начислении пеней за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд Ханты - Мансийского автономного округа, а также о признании недействительными требований налогового органа от 04.02.2000 N 60, от 08.06.2000 N 510, от 17.04.2000 N 362, от 22.09.2000 N 692, от 09.11.2000 N 786, от 29.03.2000 N 329, от 16.02.2001 N 74 в части взыскания пеней.
В обоснование исковых требований истец ссылался на отсутствие законодательно установленного срока для уплаты налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд Ханты - Мансийского автономного округа.
Решением суда от 07.02.2002 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить принятые судебные акты. Заявитель полагает, что судом неправильно применены нормы налогового законодательства и сделан необоснованный вывод о наличии установленного срока для уплаты налога на пользователей автодорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд.
Представители истца поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика просит оставить без изменения принятые судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив в соответствии с требованиями статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность решения и постановления суда, кассационная инстанция считает их подлежащими частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
При рассмотрении спора судом первой и апелляционной инстанций установлено, что оспариваемые истцом требования от 04.02.2000 N 60, от 08.06.2000 N 510, от 17.04.2000 N 362, от 22.09.2000 N 692, от 09.11.2000 N 786, от 29.03.2000 N 329, от 16.02.2001 N 74 предъявлены открытому акционерному обществу “Тюменьэнерго“ на уплату пеней за несвоевременное перечисление налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд Ханты - Мансийского автономного округа.
Как видно из материалов дела, сторонами не оспариваются расчеты по суммам пеней, спор фактически возник по поводу установления в законодательном порядке срока уплаты налога на пользователей автодорог и правомерности в связи с этим начисления пеней за несвоевременную уплату налога за 2000 - 2001 годы.
Отказывая в удовлетворении иска о признании недействительными указанных требований, арбитражный суд исходил из того, что срок для уплаты налога на пользователей автодорог (без разделения на федеральный и территориальный фонды) определен в пункте 10 Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В Законе Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ срок уплаты налога на пользователей автодорог не предусмотрен, но в статьях 2, 5 Закона установлено, что налог перечисляется раздельно на счета Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориального дорожного фонда, порядок образования и использования которых определяется соответственно федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
В Законе Ханты - Мансийского автономного округа от 13.03.2000 N 15-ОЗ “О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханты - Мансийского автономного округа“ срок для уплаты налога на пользователей автодорог также не определен.
Примененный судом первой и апелляционной инстанций Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, регулирует вопросы формирования средств федерального дорожного фонда и предусматривает сроки для перечисления налогов на счет данного фонда, что прямо указано в пункте 10 Порядка. В связи с этим указанный нормативный правовой документ не подлежал применению при рассмотрении спора о своевременности уплаты налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд.
Кроме того, действие упомянутого Порядка приостановлено на 2001 год Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ (приложение N 38 к Закону).
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 3, статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, в том числе сроки уплаты налогов, и все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, учитывая отсутствие законодательно установленного срока для перечисления налога на пользователей автодорог в дорожный фонд Ханты - Мансийского автономного округа, принятые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения - об удовлетворении иска о признании недействительными требований налогового органа об уплате пеней.
В части признания незаконными действий должностных лиц налогового органа по начислению пеней за просрочку уплаты налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены судебных актов и удовлетворения иска, поскольку истцом при предъявлении исковых требований не указаны суммы пеней, периоды их начисления и какие-либо документы или доказательства о начислении сумм пеней, т.е. истцом не уточнен предмет иска и не приведены в качестве оснований иска конкретные обстоятельства дела, как это сделано при предъявлении исковых требований о признании недействительными требований налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцу следует возвратить из бюджета госпошлину в сумме 14000 руб. (истцом за рассмотрение искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб уплачена госпошлина в размере 16000 руб., в том числе 2000 руб. по исковым требованиям о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, в удовлетворении которых отказано).
Руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 175, частью 1 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 07.02.2002 и постановление от 22.04.2002 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа по делу N А75-370-А/02 отменить частично.
Признать недействительными требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижневартовскому району от 04.02.2000 N 60, от 08.06.2000 N 510, от 17.04.2000 N 362, от 22.09.2000 N 692, от 09.11.2000 N 786, от 29.03.2000 N 329, от 16.02.2001 N 74 в части уплаты пеней за просрочку перечисления налога на пользователей автодорог в дорожный фонд Ханты - Мансийского автономного округа.
В остальной части решение от 07.02.2002 и постановление от 22.04.2002 по данному делу оставить без изменения.
Возвратить истцу из федерального бюджета госпошлину в сумме 14000 руб., уплаченную по платежным поручениям от 29.12.2001 N 284, от 05.03.2002 N 161, от 23.04.2002 N 301. Выдать истцу справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.