Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2004 N А44-2411/03-С10 Довод о том, что лесные подати, уплаченные в 2002 году налогоплательщиком, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, подлежат возврату как излишне уплаченные, необоснован, поскольку в соответствии с ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ доходы от использования лесного фонда отнесены к неналоговым доходам, а следовательно, налогоплательщик не освобожден от обязанности по уплате лесных податей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2004 года Дело N А44-2411/03-С10“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чудовскому району Новгородской области специалиста 1 категории по правовым вопросам отдела общего обеспечения Могутновой Н.С. (доверенность от 30.01.2004 N 166) и заместителя руководителя Кругловой И.Н. (доверенность от 30.01.2004 N 165), от ООО “Кедр-Лайт“ юрисконсульта Клевцова Д.В. (доверенность от 29.01.2004 N 1), рассмотрев 02.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО “Кедр-Лайт“ на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.10.2003 по делу N А44-2411/03-С10
(судья Анисимова З.С.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Кедр-Лайт“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чудовскому району Новгородской области (далее - инспекция) от 30.05.2003 N 01-11/2251 об отказе в возврате из бюджета сумм ошибочно уплаченных лесных податей и обязать инспекцию возвратить из бюджета ошибочно уплаченные лесные подати за древесину по коду 105040 в сумме 163583 руб. 59 коп. и по коду 2020000 в сумме 100017 руб. 03 коп.

По мнению заявителя, общество, являющееся субъектом малого предпринимательства и применяющее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, согласно которой уплата совокупности установленных законом налогов и сборов заменяется уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности, уже уплатило налог за пользование лесным фондом, купив патент, а следовательно, не должно вносить платежи за пользование лесным фондом - лесные подати.

Определением суда от 25.09.2003 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено федеральное государственное учреждение “Чудовский лесхоз“ (далее - лесхоз).

Решением арбитражного суда от 13.10.2003 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 13.10.2003 и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права - пункта 2 статьи 1 Федерального закона “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ от 29.12.95 N 222-ФЗ (далее - Закон N 222-ФЗ), статей 8 и 17 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год“ от 30.12.2001 N 194-ФЗ (далее - Закон N 194-ФЗ), подпункта “б“ пункта 1 статьи 20 и статьи 25 Закона Российской
Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ от 27.12.91 N 2118-1, статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“ от 15.08.96 N 115-ФЗ. По мнению заявителя, платежи за пользование лесным фондом - лесные подати являются налоговым платежом. Поскольку общество перешло на упрощенную систему налогообложения, оно не обязано платить лесные подати, а уплаченные им лесные подати подлежат возврату.

Третье лицо - лесхоз о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на период с 21.03.2002 по 31.12.2002 выдан патент N АА 78200775 на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектом малого предпринимательства.

Общество в 2002 году участвовало в лесных аукционах, по результатам которых составлены протоколы от 12.08.2002, от 26.09.2002, от 11.11.2002 и 23.12.2002. Заявитель, являясь победителем аукционов, получил право краткосрочного пользования участками лесного фонда, размер платы за которые определен на аукционе. Общество в 2002 году по результатам проведения лесных аукционов получило в лесхозе 5 лесорубочных билетов и 1 билет в январе 2003 года на право лесопользования, до выписки билетов уплатило лесные подати в сумме 263600 руб. 61 коп.

Общество 20.03.2003 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных лесных податей за древесину по коду 105040 в сумме 163583 руб. 59 коп. и по коду 2020000 в сумме
100017 руб. 03 коп., поскольку является субъектом малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и поэтому не является плательщиком лесных податей.

Инспекция письмом от 30.05.2003 N 01-11/2251 отказала заявителю в возврате лесных податей.

Общество, не согласившись с названным письмом, оспорило его в арбитражный суд.

Суд отказал заявителю в удовлетворении требований, и кассационная инстанция считает такое решение суда правильным.

В соответствии с подпунктом “и“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.

Вместе с тем в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О указано, что названные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. По сути, данные платежи носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.

Согласно статье 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесопользование является платным.

Статьей 43 ЛК РФ установлено, что участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов.

Статьей 44 ЛК РФ установлено, что участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование по результатам лесных аукционов, за исключением случаев, указанных в части
второй статьи 43 ЛК РФ. Лесные ресурсы на лесной аукцион выставляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.

В соответствии со статьей 103 ЛК РФ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.

Согласно статье 104 ЛК РФ ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.

Таким образом, отношения по краткосрочному пользованию участком лесного фонда и платежам за пользование лесным фондом в виде лесных податей являются гражданско-правовыми и регулируются подписанным сторонами протоколом о результатах лесного аукциона, имеющего силу договора, который в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным Лесным кодексом Российской Федерации.

Установленный статьей 106 ЛК РФ и пунктом 44 Положения о порядке проведения лесных аукционов, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 11.08.97 N 99, порядок зачисления частей лесной подати в федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации не влияет на признание обязанности по уплате арендных платежей на основании протокола, имеющего силу договора, гражданско-правовым обязательством.

Кроме того, действие части первой статьи 106 ЛК РФ в части распределения средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, приостановлено на 2002 год Федеральным законом N 194-ФЗ.

Общество в жалобе
указывает, что в соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону “О бюджетной классификации Российской Федерации“ от 15.08.96 N 115-ФЗ платежи за пользование лесным фондом (лесные подати и арендная плата) являются разновидностью платежей за пользование природными ресурсами и относятся к налоговым доходам.

Однако в силу статьи 8 Федерального закона N 194-ФЗ доходы федерального бюджета, поступающие в 2002 году наряду с другими источниками, формируются также за счет доходов от использования лесного фонда - в размере 100% доходов, получаемых органами управления лесным хозяйством.

В статье 17 Закона N 194-ФЗ определен состав этих доходов. Зачисление в федеральный бюджет доходов от использования лесного фонда осуществляется за счет отчислений лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда.

В приложении N 4 к Закону N 194-ФЗ приведен перечень доходов федерального бюджета в 2002 году. Доходы от использования лесного фонда отнесены к неналоговым доходам, им присвоен код 2020000 бюджетной классификации Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что инспекция в оспариваемом письме обоснованно отказала заявителю в возврате из бюджета лесных податей, уплаченных в 2002 году.

Основания для отмены судебного акта отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.10.2003 по делу N А44-2411/03-С10 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО “Кедр-Лайт“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

КИРЕЙКОВА Г.Г.