Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2001 N Ф04/3380-1144/А45-2001 по делу N А45-5637/01-СА14/3 Иск удовлетворен в части взыскания стоимости облигаций, при этом в иске в части взыскания пеней отказано, поскольку исковые требования не основаны на сделке и на законе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 8 ноября 2001 года Дело N Ф04/3380-1144/А45-2001

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области на решение от 28.06.2001 и постановление апелляционной инстанции от 28.08.2001 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5637/01-СА14/3 по иску общества с ограниченной ответственностью “Компания “Финансы. Траст. Инвестиции“ к администрации Новосибирской области, Управлению финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен к администрации Новосибирской области о взыскании 9500000 руб. номинальной стоимости 95000 шт. краткосрочных долговых обязательств Новосибирской области серии
34001 ANOR и 31212500 руб. пеней.

Третьим лицом к участию в деле привлечено Управление финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области.

До принятия решения по существу требования были увеличены до суммы, равной 15065416 руб. 67 коп., стоимости облигаций серии 34001 ANOR, исчисленной по формуле, определенной пунктом 20 “б“ Проспекта эмиссии.

Суд по ходатайству истца привлек в качестве второго ответчика Управление финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области.

Решением от 28 июня 2001 года суд взыскал с Управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области 15065416 руб. 67 коп. задолженности и 86927 руб. 08 коп. государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Постановлением от 28.08.2001 суд апелляционной инстанции решение арбитражного суда в отношении Управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области в части взыскания государственной пошлины в сумме 86927 руб. 08 коп. отменил.

От уплаты государственной пошлины Управление финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области освободил.

В части взыскания пени в сумме 31212500 руб. в иске отказал.

В остальной части решение оставил без изменения.

В отношении администрации Новосибирской области производство по делу прекратил.

Взыскал с истца в доход федерального бюджета государственную пошлину 63000 руб.

В кассационной жалобе Управление финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области просит отменить судебные акты, поскольку считает, что суд нарушил нормы процессуального права, удовлетворив ходатайство истца об изменении исковых требований.

По мнению заявителя, истец изменил предмет и основание иска, так как иск был заявлен о взыскании стоимости облигаций на основании соглашения, а измененные исковые требования были основаны на договоре займа, и истец необоснованно увеличил размер исковых требований.

Суд нарушил статьи 182, 125, 816 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскав стоимость облигаций с
Управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области, а не с администрации Новосибирской области.

Представитель Управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области в суде кассационной инстанции просил удовлетворить кассационную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Истец представил отзыв, считает, что суд правильно дал оценку требованиям истца, так как истец изменил лишь основание иска, но не его предмет.

Представитель истца просил оставить постановление арбитражного суда без изменения.

Представитель администрации в суде кассационной инстанции просил судебные акты отменить, в иске отказать, так как обязательства по погашению облигаций прекратились, поскольку Закон “О бюджете на 2001 год“ не предусматривает погашение облигаций.

Проверив в порядке статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, истец является законным держателем 9500 штук облигаций Новосибирской области серии 34001 ANOR номинальной стоимостью 100 руб. каждая и общей стоимостью 9500000 рублей.

Облигации были выпущены 23.07.1998, со сроком их обращения 12 месяцев.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемых решения и постановления арбитражного суда в части взыскания стоимости облигаций, так как считает, что при рассмотрении заявленного иска суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку.

Суды сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.

Поскольку Новосибирской областью не были погашены спорные облигации в срок до 28.07.99, а 5000 шт. КОДО были погашены 14.10.99 с просрочкой, суд обоснованно взыскал стоимость облигаций, исчисленную в соответствии с пунктом “б“ пункта 20 Проспекта эмиссии.

Суд
кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций о том, что, изменив исковые требования, истец изменил основание иска, что допускается нормами статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Управление финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области является структурным подразделением администрации Новосибирской области и ее органом, через который происходят поступления в бюджет и взыскание из бюджета денежных средств, поэтому суд обоснованно на основании статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскал задолженность с управления.

Суд апелляционной инстанции правильно прекратил производство по делу в отношении администрации Новосибирской области, поскольку истец отказался от иска.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев требования истца о взыскании пеней, правильно отказал в иске истцу, поскольку его требования не были основаны на сделке и на законе.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона РФ “О государственной пошлине“ органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение арбитражного суда в части взыскания с ответчика государственной пошлины.

В соответствии с вышеназванным Законом с заявителя кассационной жалобы государственная пошлина по кассационной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 28.08.2001 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5637/01-СА 14/3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.