Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.10.2001 N Ф04/3239-980/А27-2001, N Ф04/3239-981/А27-2001, N Ф04/3239-982/А27-2001 Возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате; при нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 22 октября 2001 года Дело N Ф04/3239-980/А27-2001
N Ф04/3239-981/А27-2001
N Ф04/3239-982/А27-2001
(извлечение)
Сберегательный банк Российской Федерации (Кемеровское отделение N 8615) обратился в суд с иском (уточненным в ходе судебного заседания) об обязании УИМНС по Кемеровской области, Администрации и ИМНС по г. Кемерово возвратить излишне уплаченный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы в сумме 5986841 руб. и 610985,83 руб. процентов за несвоевременный возврат названного платежа.
Заявленное требование обосновывает тем, что оказание им услуг (в том числе предоставление кредитных ресурсов) головным банком и другим структурным подразделениям не сопровождается переходом права собственности и, следовательно, доходы от таких внутрисистемных операций не могут быть включены в налоговую базу по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
Суд первой инстанции, согласившись с доводами Сберегательного банка России, решением от 8 июня 2001 года иск удовлетворил.
Постановлением апелляционной инстанции от 7 августа 2001 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах УИМНС по Кемеровской области и ИМНС по г. Кемерово просят решение и постановление суда в части взыскания сумм процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость отменить и принять новое решение - об отказе в иске о взыскании 610985,83 руб.
Полагают, что сумму по процентам необходимо исчислять с 05.07.2001, следующего дня после истечения месяца со дня вынесения решения по результатам проверки, поскольку заявление истца о возврате сумм излишне уплаченного налога от 09.12.2000 не было подтверждено. Он их уплачивал добровольно в соответствии со своими расчетами, а для установления причин переплаты необходимо проведение выездной налоговой проверки.
Администрация г. Кемерово в кассационной жалобе просит решение и постановление суда отменить, дело - направить на новое рассмотрение в связи с нарушением норм процессуального и материального права.
Кассационная коллегия, проверив в соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Сберегательный банк Российской Федерации 07.12.2000 обратился в УМНС по Кемеровской области и ИМНС по г. Кемерово о возврате сумм излишне уплаченных налогов за 9 месяцев 2000 года, в том числе налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы в сумме 5986841 руб.
УИМНС по Кемеровской области 25.12.2000 истцу направлен ответ о возможности решения вопроса только после проведения выездной налоговой проверки.
Не согласившись с названным ответом, Сберегательный банк Российской Федерации 02.02.2001 обратился в суд с иском (в дальнейшем уточненным) о возврате излишне уплаченного налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы в сумме 5986841 руб. и начисленных с 11.01.2001 по 08.06.2001 610985,83 руб. процентов за несвоевременный возврат.
При принятии решения о возврате сумм налога судебными инстанциями правомерно исследовались обстоятельства, связанные с предметом и основанием заявленного иска, а именно возврата налога по основанию ошибочного исчисления истцом в связи с включением в облагаемую базу доходов, полученных от внутрисистемных операций.
Данным обстоятельствам судом дана правильная оценка, которая признана областной и городской налоговыми инспекциями и отражена в акте выездной налоговой проверки (л. д. 91, т. 1). Оснований для их переоценки кассационная коллегия не имеет.
Доводы Администрации г. Кемерово по вышеуказанному вопросу, изложенные в кассационной жалобе, по существу являются новым основанием иска, и поэтому кассационной коллегией не рассматриваются.
В ходе заседания кассационной коллегией не установлены нарушения судом при принятии решения и постановления положений статей 125, 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Что касается требования Сберегательного банка Российской Федерации по взысканию сумм процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы выводы судебных инстанций соответствуют положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок возврата излишне уплаченного налога.
Судом удовлетворено требование истца о взыскании сумм процентов, исчисленных согласно уточненному расчету (л. д. 98, т. 1) за период с 11 января по 8 июня 2001 года в сумме 610985,83 руб.
Положение статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации применяется к случаям излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога, что и имело место по рассматриваемому делу.
Пункт 9 данной статьи предусматривает, что возврат сумм излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате (в редакции Кодекса от 09.07.99) и при нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Судом установлено, что заявление о возврате подано истцом 07.12.2000, следовательно, налоговый орган обязан был в месячный срок решить вопрос о возврате. В связи с чем доводы ИМНС по Кемеровской области и ИМНС по г. Кемерово о начале срока начисления процентов с 05.07.2001, как противоречащие пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, кассационной коллегией признаются несостоятельными.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 8 июня 2001 года и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 7 августа 2001 года по делу N А27-1135/2001-5 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области, Администрации г. Кемерово и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.