Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2001 N Ф04/540-57/А75-2001 Вывод суда об обязанности истца уплачивать акцизы на нефть по ставкам, установленным Правительством РФ с учетом дифференциации по отдельным месторождениям, является правильным, в связи с чем в удовлетворении исков о признании недействительными требований об уплате акцизов отказано правомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 3 сентября 2001 года Дело N Ф04/540-57/А75-2001

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Нефтяная компания “ЮКОС“ обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с исками о признании недействительными требований N 384 от 22.10.99 и N 76 (уточненное) от 28.02.2000 об уплате налога. В качестве оснований истец указал, что Правительству Российской Федерации не предоставлено право устанавливать ставки акциза на нефть.

Определением суда от 05.10.2000 дела по искам ОАО “НК “ЮКОС“ объединены в одно производство.

Решением от 05.10.2000 исковые требования удовлетворены со ссылкой на то, что оспариваемые документы не соответствуют
требованиям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2000 решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано. Апелляционная инстанция указала, что вывод суда о недействительности требований не соответствует обстоятельствам дела и противоречит нормам материального права, в частности статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая разные судебные акты, суд первой и апелляционной инстанций вместе с тем пришел к выводу об обязанности ОАО “НК “ЮКОС“ уплачивать акциз на нефть по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации от 08.04.97 N 408.

В кассационной жалобе истец просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. При этом вывод суда первой инстанции о правомерности установления Правительством Российской Федерации ставок акциза на нефть считает противоречащим статьям 3, 6, 7 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, установление этих ставок противоречит конституционным принципам налогообложения и не соответствует понятию “законно установленные налоги и сборы“.

Определением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.02.2001 производство по делу в кассационной инстанции приостанавливалось.

В судебном заседании представитель истца поддержал изложенные в жалобе доводы. Кроме того, представил письменное дополнение к жалобе с указанием на то, что установленная Федеральным законом “Об акцизах“ средневзвешенная ставка акциза на нефть в размере 55 рублей предназначена для разработки Правительством Российской Федерации ставок акциза по отдельным месторождениям в зависимости от соответствующих условий, а не для исчисления акциза непосредственно налогоплательщиком. Однако, учитывая Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретному делу, истец считает возможным применение к нему ставки в размере 55 рублей за тонну нефти.

Проверив материалы дела в порядке статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы,
дополнения к ней, заслушав представителя истца, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.

Материалами дела установлено, что ОАО “НК “ЮКОС“ представило в налоговый орган расчет по акцизам на нефть за сентябрь 1999 года, исчислив сумму акциза по нулевой ставке. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Нефтеюганску по результатам камеральной проверки применила ставку акциза, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408, и, исходя из этой ставки, начислила к уплате сумму акциза в размере 3208820 рублей. Ответчиком в адрес истца направлено требование N 384 с указанием срока уплаты акциза до 05.11.99. В связи с тем, что истец представил в инспекцию реестры об уплате акцизов на таможне при вывозе нефти, налоговый орган произвел перерасчет и направил налогоплательщику уточненное требование N 76 об уплате акциза на нефть в размере 499047,93 руб. (по состоянию на 28.02.2000).

Доводы заявителя жалобы о том, что действующим законодательством ставка акцизов не установлена, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и обоснованно им отклонены.

Федеральным законом Российской Федерации N 12-ФЗ от 10.01.97 “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах“ установлена средневзвешенная ставка акциза на нефть, а ее дифференциация для отдельных месторождений передана в ведение Правительству Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408 “О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации“, как следует из его содержания, принято в связи с вышеуказанным Законом от 10.01.97.

Данное Постановление принято в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации“ от 17.12.97 N 2-ФКЗ. Кроме
того, как правильно указала апелляционная инстанция, вышеназванным Законом от 10.01.97 N 12-ФЗ предусмотрен перерасчет временных ставок после утверждения Правительством Российской Федерации Методики дифференциации ставок акциза на нефть по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

На основании изложенного вывод суда об обязанности истца уплачивать акциз по ставкам, установленным Правительством, является правильным, поэтому суд апелляционной инстанции, учитывая, что уточненное требование содержит все предусмотренные пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации сведения, обоснованно отказал ОАО “НК “ЮКОС“ в удовлетворении исковых требований.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 06.12.2000 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-648-А/2000 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.