Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2004 N А56-17755/03 Несостоятелен довод ИМНС о том, что общество должно было представлять расчеты платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы ежемесячно. Указанный срок представления расчетов установлен инструкциями Госналогслужбы РФ, которые не являются актами законодательства о налогах и сборах, и их неисполнение не влечет ответственности, установленной НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2004 года Дело N А56-17755/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В., при участии от Леноблгуп “Лодейнопольское дорожное ремонтно-строительное управление“ юрисконсульта Ликачева А.А. (доверенность от 24.06.2003 N 1), главного бухгалтера Александровой Н.Е. (доверенность от 20.01.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области специалиста Ивановой М.А. (доверенность от 21.01.2004 N 462), рассмотрев 22.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области (далее - инспекция) на решение от 31.07.2003 (судья Савицкая И.Г.) и
постановление апелляционной инстанции от 16.10.2003 (судьи Сергиенко А.Н., Алексеев С.Н., Исаева И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17755/03,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Леноблгуп “Лодейнопольское дорожное ремонтно-строительное управление“ (далее - предприятие) 55815 руб. 40 коп. налоговых санкций.

Решением суда от 31.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2003, инспекции в удовлетворении заявления полностью отказано.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, расчеты платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы должны предоставляться ежемесячно. Следовательно, налогоплательщик обоснованно привлечен Инспекцией к ответственности, предусмотренной статьями 119 (пункт 2) и 122 (пункт 1) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить судебные акты без изменения.

Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Налоговая инспекция в ходе осуществления мероприятий налогового контроля, оформленных актом выездной проверки от 16.12.2002, установила непредставление предприятием ежемесячных расчетов платежей за право пользования недрами за 2001 год, неполную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за первый и третий кварталы 2001 года. Названные платежи вносились предприятием ежеквартально.

За указанное нарушение налоговый орган решением от 31.12.2002 N 2159 привлек предприятие к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в течение более 180
дней по истечении срока, установленного законодательством о налогах и сборах, расчетов платежей за право пользования недрами за 2001 год в виде взыскания 48637 руб. 50 коп. штрафа; по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - ВМСБ) за первый квартал 2001 года и платежей за право пользования недрами за январь, февраль, июль, август 2001 года, всего - 7177 руб. 90 коп. штрафов.

Поскольку предприятие отказалось добровольно уплатить налоговые санкции, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.

Судебные инстанции, рассмотрев материалы дела, отказали налоговому органу во взыскании названных штрафов, указав на то, что законодательством о налогах и сборах не установлен срок представления ежемесячных расчетов по уплате указанных платежей, являющихся по своей правовой природе сборами, а не налогами.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения жалобы инспекции.

Согласно пункту 6 статьи 80 НК РФ налоговые декларации, к числу которых относится и расчет платежей за право пользования недрами, представляются налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу пункта 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 НК РФ установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Статьей 39 Закона Российской Федерации “О недрах“ установлена обязанность недропользователей вносить платежи за пользование недрами. Сроки уплаты отчислений на ВМСБ ни Законом Российской Федерации “О недрах“, ни Федеральным законом от 30.12.95 N 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ не установлены. Инструкция N 44, в которой (статья 17) установлены сроки уплаты отчислений, в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах. Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 7 постановления от 11.06.99 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ указали на то, что, “решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 Кодекса органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Исходя из статьи 7 Вводного закона, изданные до 1 января 1999 года инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей Кодексу, в том числе его статье 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах“.

Таким образом, сроки представления расчетов платежей за право пользования недрами установлены пунктами 22 и 23 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.01.93 N 17, а
сроки представления расчетов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - пунктами 17 и 18 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.96 N 44.

Следовательно, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что налоговая инспекция неправомерно привлекла предприятие к налоговой ответственности за нарушение сроков, установленных названными инструкциями.

Следует также учитывать, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.11.97 N 16-П, отнесение к ведению исполнительных органов власти установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.

Неисполнение предприятием положений инструкций, не относящихся к актам законодательства о налогах и сборах, не влечет ответственности, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, предприятие необоснованно привлечено к ответственности и по пункту 1 статьи 122 НК РФ, поскольку согласно положениям этой статьи привлекается к ответственности виновное лицо за неуплату налога, а не сбора.

Ошибочным является довод инспекции и о перерасчете названных платежей в связи с деноминацией (постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182). Изменения в Инструкцию от 19.04.93 N 229 по уплате сбора за пользование недрами в связи с деноминацией не вносилось, а расчет ежеквартальных платежей по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы произведен предприятием в связи с деноминацией. Расчет штрафа по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы произведен инспекцией без учета 4154 руб. переплаты по этому налогу.

При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и основания
для их отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.10.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17755/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

ПАСТУХОВА М.В.