Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2001 N Ф04/1869-559/А46-2001 В иске о взыскании налоговых санкций за неполную уплату налога с продаж отказано правомерно, так как налоговым органом пропущен срок давности взыскания налоговых санкций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 27 июня 2001 года Дело N Ф04/1869-559/А46-2001

(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кормиловскому району г. Омска (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального жилищно - коммунального предприятия Кормиловского района г. Омска (далее - предприятие) на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации налоговых санкций в размере 14285 руб. 80 коп.

Решением от 20.03.2001 первая инстанция арбитражного суда в удовлетворении исковых требований отказала в связи с истечением срока давности взыскания
налоговой санкции, установленного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция в кассационной жалобе, полагая, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, должен исчисляться со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта, просит отменить решение арбитражного суда и исковые требования удовлетворить.

Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило.

Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями статей 162 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что предприятием в налоговый орган 20.01.2000 представлен расчет по налогу с продаж за январь - декабрь 1999 года, по которому налоговая база составила 697326 руб., а сумма налога, подлежащая уплате, составила 33206 руб.

02.06.2000 предприятием в налоговый орган представлен уточненный расчет по указанному налогу за тот же налоговый период, по которому налоговая база составила 2197342 руб., а сумма налога - 104635 руб.

Инспекция 01.09.2000 составила акт N 14 камеральной налоговой проверки, в котором указала, что предприятие, не уплатив сумму налога с продаж 71429 руб. - разница между первоначальным и уточненным расчетом, совершило налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения акта камеральной проверки принято постановление N 29-В от 01.09.2000 о привлечении предприятия за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 14285 руб.
80 коп. и выставлено требование об уплате недоимки и штрафа без указания срока исполнения.

Пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность при обнаружении в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Данное требование предприятие исполнило.

В соответствии с пунктом 4 вышеназванной статьи Кодекса одним из условий освобождения налогоплательщика от ответственности за подачу налоговой декларации, содержащей недостоверные сведения, является уплата недостающей суммы налога и соответствующих ей пеней до подачи заявления о внесении дополнений и изменений в налоговую декларацию.

Предприятие, не исполнив указанное требование, совершило налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Из содержания пункта 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ следует, что в тех случаях, когда Кодексом не предусматривается составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения, который определяется исходя из характера и конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Факт совершения предприятием налогового правонарушения инспекции стал известен 02.06.2000, для его обнаружения не требовалось проведение камеральной проверки
и составления акта.

Инспекция, обратившись в суд с иском 01.02.2001, не выполнила требования пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что шестимесячный срок обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции следует исчислять с 02.06.2000, правомерен.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175 и статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20.03.2001 первой инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N 11-138 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.