Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2004 N А56-13739/03 Учитывая, что средства, получаемые лесхозом как от предпринимательской, так и от непредпринимательской деятельности, не являются его доходом, а подлежат перечислению в бюджет, налоговая инспекция неправомерно учла полученные лесхозом средства от рубок ухода за лесом и иных услуг в области лесохозяйственной деятельности в качестве объектов обложения налогом на прибыль, НДС и налогом на пользователей автомобильных дорог.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2004 года Дело N А56-13739/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В., при участии от Федерального государственного учреждения “Ладожский военный лесхоз“ начальника Огорельцева Н.В. и юрисконсульта Новоселова А.А. (доверенность от 20.01.04), рассмотрев 21.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приозерскому району Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2003 по делу N А56-13739/03 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение “Ладожский военный лесхоз“ квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа Министерства
обороны Российской Федерации (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приозерскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 12.03.2003 N 05-49/4081.

В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель при рассмотрении дела в суде первой инстанции уточнил требования и просил признать недействительным обжалуемое решение в части доначисления 415136 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), доначисления налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог, а также соответствующих пени и штрафов. В остальной части от своих требований отказался.

Решением суда от 28.05.2003 заявленные требования Лесхоза удовлетворены в части доначисления 415136 руб. НДС, налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог, а также соответствующих штрафов и пеней. В остальной части производство по делу прекращено.

Апелляционная инстанция постановлением от 07.10.2003 решение суда оставила без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт. Налоговый орган считает, что в ходе проверки Лесхозу правомерно доначислены налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог, а также применена ответственность на основании пункта 2
статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 194398 руб. штрафа и пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 153567 руб. штрафа.

В судебном заседании представители Лесхоза просили оставить решение и постановление суда без изменения.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела усматривается, что налоговой инспекцией проведена выездная проверка соблюдения Лесхозом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.1999 по 30.06.2002. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 06.12.2002 N 05-49/1032, который послужил основанием для принятия решения от 12.03.2003 N 05-49/4081. Согласно названному решению Лесхозу доначислены налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог, а также штраф и пени за несвоевременную уплату доначисленных сумм налогов, а также применена ответственность, установленная пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

В ходе проверки налоговой инспекцией установлено, что Лесхоз получал доход в связи с реализацией древесины от санитарных рубок и рубок ухода за лесом и иных услуг в области лесохозяйственной деятельности. Налоговая инспекция посчитала полученные суммы доходом Лесхоза и доначислила ему налог
на прибыль и налог на пользователей автомобильных дорог за 2000 - 2001 годы и налог на добавленную стоимость за 2000 год.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации лесхозы относятся к территориальным органам федерального органа управления лесным хозяйством.

Согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 10 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188 (далее - Положение), лесхозы обязаны осуществлять рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя; уход за лесами, выполнение работ по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств; обеспечивать сохранность и своевременность воспроизводства ценных древесных пород; вправе продавать семена, саженцы и осуществлять другие полномочия, предусмотренные Положением о лесхозах.

В рамках осуществления деятельности по охране лесного хозяйства и связанной с ней деятельности лесхозы получают доход, который в соответствии со статьями 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации является доходом бюджетов, а не Лесхоза как хозяйствующего субъекта. Согласно пункту 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, относятся к неналоговым доходам бюджетов. Положениями пункта 2 статьи 42 названного кодекса предусмотрено, что доходы бюджетного
учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Полученные Лесхозом суммы от рубок ухода за лесом не могут расходоваться Лесхозом самостоятельно, поскольку в соответствии со статьями 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются доходом бюджетов, а следовательно, не подлежат налогообложению, что вытекает из положений пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, статье 2 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, статье 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ плательщиками налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог являются предприятия и организации (в том числе бюджетные). Как указано выше, Лесхоз относится к органам управления лесным хозяйством, то есть не является ни предприятием, ни бюджетной организацией, а следовательно, не относится к плательщикам названных налогов.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, статьями 3 и 4 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации
“О дорожных фондах в Российской Федерации“ налогообложению подлежит прибыль предприятия (организации), выручка, полученная предприятием (организацией). Средства, получаемые Лесхозом как от предпринимательской, так и не от предпринимательской деятельности, не являются средствами заявителя, а принадлежат бюджетам и расходуются Лесхозом в полном соответствии с утвержденными сметами расходов, в которых не предусмотрены расходы на уплату налогов. Таким образом, указанные средства неправомерно учтены налоговой инспекцией в качестве объектов обложения налогами на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог.

Принимая во внимание, что Лесхоз не является плательщиком названных налогов, к нему не может быть применена ответственность, установленная для налогоплательщиков пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены решения и постановления суда и удовлетворения жалобы налогового органа не имеется.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2003 по делу N А56-13739/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приозерскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

ЛОМАКИН С.А.

ТРОИЦКАЯ Н.В.