Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2001 N Ф04/773-104/А75-2001 по делу N А75-2275-А/00 Датой уплаты акциза в отношении экспортированной нефти следует считать дату, указанную в платежном поручении на уплату налога, а не тот день, когда таможенный орган составил реестр, подтверждающий уплату акциза.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 21 марта 2001 года Дело N Ф04/773-104/А75-2001

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 05.12.2000 по делу N А75-2275-А/00 по иску открытого акционерного общества “Сургутнефтегаз“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту о признании незаконными действий должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Сургутнефтегаз“ (далее - ОАО “Сургутнефтегаз“) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - Инспекция) о признании не соответствующими законодательству и нарушающими законные права и интересы ОАО “Сургутнефтегаз“ действий Инспекции по ведению оперативно-бухгалтерского учета в части определения момента выведения сальдо расчетов на лицевом счете и начисления пени, а также об обязании Инспекции произвести зачет неправомерно взысканной пени в размере 697350,32 руб. в счет будущих платежей.

В части зачета суммы 6072,87 рублей отказано.

Решением суда первой инстанции от 05.12.2000 иск удовлетворен в части признания незаконными действий Инспекции по определению момента исполнения обязанности по уплате акциза с даты составления таможенными органами Российской Федерации реестров по уплате акциза при вывозе нефти и по начислению пени, а также обязания Инспекции произвести зачет неправомерно взысканной пени в сумме 634465,23 руб. в счет будущих платежей ОАО “Сургутнефтегаз“.

В части зачета суммы 6072,87 рублей в счет будущих платежей производство по делу прекращено.

В части зачета суммы 47812,22 рублей отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции о признании недействительными действий Инспекции по определению момента исполнения обязанности по уплате акциза с даты составления таможенными органами Российской Федерации реестров по уплате акциза при вывозе нефти и по начислению пени.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “09.06.96“ имеется в виду “09.08.1996“.

По мнению заявителя, Инспекцией осуществляется взимание акциза на нефть, реализуемую на экспорт, на основании Временной инструкции “О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат“, принятой совместно ГТК Российской Федерации 09.06.96 N 01-23/14267 и ГНС Российской Федерации от 12.08.96 N ВЗ-6-04/572, а также
Инструкции N 26 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей“.

Кроме того, заявитель считает ошибочным мнение суда о том, что обязанность по уплате акциза должна считаться исполненной на основании п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, так как исходя из п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации акциз не является налогом и применение пункта 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям недопустимо.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Сургутнефтегаз“, у которого законность и обоснованность принятого судом решения сомнений не вызывает, просит оставить обжалуемый ответчиком судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, представители ОАО “Сургутнефтегаз“ - доводы отзыва на нее.

Руководствуясь статьями 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, за период с декабря 1999 года по апрель 2000 года ОАО “Сургутнефтегаз“ реализовано в режиме экспорта 8871972,685 тонн нефти.

Сумма акцизного сбора по данным поставкам составила 494677486,077 руб., которая уплачена истцом таможенному органу, производящему оформление, о чем свидетельствуют реестры по уплате акциза при вывозе нефти, выданные таможенным органом Российской Федерации для представления в налоговые органы.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно ст. 1 Закона Российской Федерации “Об акцизах“ нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, является облагаемый акцизом товаром.

Из статей
110 и 113 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что при перемещении товаров через таможенную границу акцизы входят в состав таможенных платежей и взимаются в соответствии с этим Кодексом и Законом Российской Федерации “Об акцизах“ таможенными органами.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 908 “О взимании акциза с экспортируемых из Российской Федерации нефти и природного газа“ взимание акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая стабилизированный газовый конденсат, с 1 августа 1996 года осуществляется таможенными органами Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и применительно к порядку, установленному таможенным законодательством Российской Федерации и Временной Инструкцией “О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат“, утвержденной Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 09.08.96 N 01-23/14267 и Государственной налоговой службой Российской Федерации от 12.08.96 N 83-6-04/572 (далее - Временная инструкция).

В соответствии с разделом 4 Временной инструкции акциз на нефть, включая газовый конденсат, экспортируемую с таможенной территории Российской Федерации, уплачивается до истечения 30 дней со дня оформления коносамента, приемо-сдаточного акта или железнодорожной накладной.

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что из реестров по уплате акцизов при вывозе нефти, грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) и платежных поручений усматривается, что подлежащие уплате суммы акциза были уплачены ОАО “Сургутнефтегаз“ в установленный законодательством срок.

Данные обстоятельства ответчиком не опровергаются.

Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что срок уплаты акциза не зависит от срока подачи налогоплательщиком ГТД и сроков выдачи таможенным органом реестра, подтверждающего факт уплаты акциза, а пени за просрочку уплаты акциза применяются только в случае нарушения указанного
в п. 4 Временной инструкции тридцатидневного срока.

Данный вывод суда подтверждается п. 8.3 Временной инструкции, согласно которому за время задолженности, возникшей в результате неуплаты или просрочки уплаты акциза, таможенным органом в соответствии со ст. 113, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации взыскиваются пени в размере 0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки уплаты акциза.

Вместе с тем в соответствии с п. 9.1 Временной инструкции не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем оформления ГТД, таможенный орган, производящий оформление нефти, включая газовый конденсат, экспортируемой с таможенной территории Российской Федерации, выдает лицу, уплатившему акциз, подтверждение в форме реестра о произведенной оплате для представления в налоговые органы. Указанные реестры и ГТД являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза.

Таким образом, при экспорте нефти, действующим законодательством на налоговые органы возложена обязанность учета поступивших платежей по взиманию акцизов.

Учет сумм акциза ведется налоговыми органами на карточках лицевых счетов по форме, разработанной Инструкциями Госналогслужбы Российской Федерации N 26 от 15.04.94 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей“ и от 01.11.95 N 40 “О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ“, согласно которым суммы акцизов на нефть, включая газовый конденсат, уплаченные за истекшую декаду (месяц, квартал) записываются на лицевые счета по получении от учреждений банков платежных документов.

Исследовав лицевые счета ОАО “Сургутнефтегаз“ по состоянию на 07.09.2000, объяснения сторон и другие материалы дела, суд первой инстанции достоверно установил, что причиной образования недоимки послужило то обстоятельство, что датой уплаты соответствующих сумм акциза Инспекция считала дату выписки таможенным органом реестра, подтверждающего уплату
акциза, а не дату платежного поручения, по которому фактически произведена его уплата.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что отражение в лицевом счете налогоплательщика момента исполнения обязанности по уплате налога с даты составления таможенным органом реестра повлекло образование у истца недоимки и необоснованное начисление пени.

Таким образом, правильно применив к рассматриваемым правоотношениям нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции обоснованно признал действия ответчика незаконными и обязал его произвести зачет взысканной пени в счет будущих платежей.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 05.12.2000 по делу N А75-2275-А/00 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.