Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.12.2000 N Ф04/3161-832/А27-2000 Учреждения, которым предоставлено право самостоятельно определять направления расходования выделенных из федерального бюджета средств, производить перегруппировку средств в пределах полученного финансирования по кодам экономической классификации, должны оформлять свои действия надлежащими распорядительными документами руководителя учреждения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 6 декабря 2000 года Дело N Ф04/3161-832/А27-2000

(извлечение)

Филиал Томского политехнического университета, г. Юрга (далее - филиал ТПУ), обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о признании недействительным представления Управления федерального казначейства по Кемеровской области N 09-07-18 от 07.07.99 и возврате из бюджета денежных средств в сумме 61682 рублей, списанных на основании инкассового поручения Государственной налоговой инспекции по г. Юрге N 1160 от 23.07.99.

К участию в деле были привлечены в качестве ответчика Министерство финансов Российской Федерации, третьего лица - Контрольно - ревизионное управление
Министерства финансов Российской Федерации в Кемеровской области.

Решением суда первой инстанции от 20.07.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2000, иск оставлен без удовлетворения.

В кассационной жалобе филиал ТПУ просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя, использование бюджетных средств им произведено на образовательный процесс, а перераспределение денежных средств по кодам бюджетной классификации осуществлялось в соответствии с полномочиями, предоставленными филиалу ТПУ статьей 28 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“, пунктом 5.7 устава ТПУ, Положением о Юргинском филиале ТПУ и доверенностью руководителя филиала.

В отзыве на кассационную жалобу КРУ Минфина Российской Федерации в Кемеровской области указывает на то, что использование бюджетных средств производилось филиалом ТПУ на образовательный процесс, но при этом сопровождалось неправомерными действиями, что является использованием средств не по целевому назначению.

Руководствуясь статьями 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате проведенной Юргинским межрайонным отделом КРУ Минфина Российской Федерации в Кемеровской области ревизии финансово - хозяйственной деятельности филиала ТПУ установлены факты перераспределения средств федерального бюджета с одного кода экономической классификации на другой и их использования на цели, не предусмотренные сметой расходов.

Согласно акту ревизии средства федерального бюджета, полученные по кодам бюджетной классификации:

110100 “Оплата труда госслужащих“ в сумме 16655 руб. использованы на выплаты внештатным сотрудникам ТПУ за ремонт учебных корпусов;

110200 “Начисления на оплату труда“:
6412 руб. начислены и выплачены взносы во внебюджетные фонды на оплату труда внештатным сотрудникам;

110200 “Начисления на оплату труда“: 17782 руб. использованы на оплату труда преподавателей за обучение слушателей подготовительных курсов и студентов, обучающихся сверх плана основной образовательной деятельности;

130320 “Стипендия“: 12685 руб. использованы на командировочные расходы и 1390 рублей - выплаты студентам, обучающимся за счет платных образовательных услуг.

В соответствии с пунктом 12 “ж“ Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.93 N 864, Управление федерального казначейства по Кемеровской области направило Государственной налоговой инспекции по г. Юрге представление N 09-07-18 от 07.07.99 о взыскании с филиала ТПУ штрафных санкций в размере 61682 рублей за нецелевое использование бюджетных средств, которые по инкассовому поручению от 23.07.99 N 1160 были списаны с расчетного счета истца.

Нецелевое использование филиалом ТПУ бюджетных средств Управление федерального казначейства и КРУ Минфина Российской Федерации в Кемеровской области обосновывают тем, что согласно пункту 8 письма Минфина Российской Федерации от 16.04.96 N 3-А2-02 “О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета“ в учреждениях, на предприятиях, в организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, нецелевым использованием являются использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов, а также расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование.

Выполнение текущего и капитального ремонта учебных корпусов является функциональной обязанностью жилищного отдела ОАО “Юргинский машиностроительный завод“, на балансе которого числятся учебные корпуса. В смете вышеуказанные расходы не были предусмотрены.

Статьей 29 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ от 22.08.96 N 125 предусмотрено, что платная образовательная деятельность высшего
учебного заведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Средства федерального бюджета, полученные на стипендию студентам филиала ТПУ, были использованы на командировочные расходы без уведомления распорядителя бюджетных средств, органа, исполняющего бюджет, и без документального распоряжения руководителя филиала ТПУ.

Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 03.11.93 N 122, учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами расходов, строго соблюдая финансово - бюджетную дисциплину.

Из пункта 10 письма Минфина Российской Федерации от 16 апреля 1996 года N 3-А2-02, на которое ссылается филиал ТПУ в своей кассационной жалобе, следует, что на предприятиях, в учреждениях, организациях, которым предоставлено право самостоятельно определять направления расходования выделенных из федерального бюджета средств, производить перегруппировку средств в пределах полученного финансирования по кодам экономической классификации, должны оформлять свои действия надлежащими распорядительными документами руководителя предприятия (учреждения, организации), нижестоящего распорядителя бюджетных ассигнований.

В филиале ТПУ не были надлежаще оформлены документы руководителя учреждения о самостоятельном перераспределении федеральных средств по кодам бюджетной классификации.

При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 34, 35 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год“ и пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.98 N 441 “Вопросы исполнения Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 года“, сделал правильный вывод о том, что перегруппировка денежных средств, полученных филиалом ТПУ по кодам бюджетной классификации, является нецелевым использованием бюджетных средств.

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от
20.07.2000 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.2000 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2068/2000-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.