Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2000 N Ф04/262-1/А46-2000 Дело по иску налогового органа о взыскании с муниципального предприятия штрафа по налогу на землю направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением судом норм материального права и недостаточной обоснованностью решения суда.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 31 января 2000 года Дело N Ф04/262-1/А46-2000

(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска обратилась в суд с иском о взыскании с муниципального производственно - эксплуатационного предприятия (МПЭП) “Омскэлектро“ 1174 руб. штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога на землю, то есть санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование заявленных требований ссылается на неуплату предприятием в предусмотренный требованием срок санкций по налогу на землю.

Решением суда первой инстанции от 19
октября 1999 года в удовлетворении иска отказано. При принятии решения суд посчитал отсутствие у ответчика правоустанавливающих документов на право владения (пользование) землей основанием отказа в удовлетворении иска. В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного решения не рассматривались.

В кассационной жалобе заявитель по ранее изложенным основаниям просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении ранее заявленного иска.

Рассмотрев материалы дела, доводы заявителя и объяснение представителя ответчика, кассационная коллегия считает решение суда в связи с нарушением норм материального права и недостаточной обоснованностью подлежащим отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска проведена проверка соблюдения МПЭП “Омскэлектро“ законодательства о налогах и сборах за период 1996 - 1998 годов. Установлено, что в проверяемый период предприятием не был уплачен налог на землю в размере 5873,7 руб.

Указанная сумма недоимки, как отражено в акте проверки, образовалась вследствие неуплаты налога по земельным участкам размером 3249 кв. метров, на площадях которых располагаются трансформаторные подстанции.

По результатам проверки 11.03.99 принято решение N 03-28/1273 о взыскании налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть штрафа в размере 20% от доначисленного налога, или 1174,7 руб.

При обращении в суд с исковым заявлением налоговой инспекцией порядок досудебного урегулирования спора, предусмотренный статьей 104 данного Кодекса, был соблюден.

Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу, что истец не является плательщиком налога на землю, т.к. не имел соответствующего правового оформления.

При этом суд сослался на положение статьи 15 Закона РСФСР от 11.10.91
N 1738-1 “О плате на землю“, предусматривающей, что основанием для установления налога и арендной платы является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком, в удовлетворении иска о взыскании с ответчика налоговой санкции отказал.

Однако судом не было учтено, что Государственной налоговой инспекцией Российской Федерации в разделе 3 Инструкции от 17.04.95 N 29 “По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю“, зарегистрированной в Министерстве юстиции 06.05.95 за N 850, предусмотрено, что впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

В связи с чем, учитывая, что муниципальное предприятие “Омскэлектро“ образовано в результате реорганизации государственного предприятия “Омсккоммунэлектро“, при новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку передаточному акту приемки основных средств и ранее выданным государственными органами документам, удостоверяющим право владения или пользования последними земельными участками, на площадях которых расположены трансформаторные подстанции.

Требует выяснения вопрос о том, имелось ли соответствующее согласование по указанным документам с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, и при новом рассмотрении необходима также оценка имеющейся в деле выписки из базы данных земельного кадастра (приложение 2 к акту проверки) о размере площадей, занимаемых трансформаторными подстанциями.

После установления вышеназванных фактических обстоятельств и при вынесении правового суждения об обоснованности применения к ответчику налоговой ответственности следует учесть причины отсутствия у муниципального предприятия документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком.

В зависимости от принятого нового судебного акта распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 3 статьи
175, частью 1 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 19 октября 1999 г. отменить, дело N 3-337 направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.