Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.07.1999 N Ф04/1336-319/А27-99 Поскольку правоотношения сторон по выкупу арендованного помещения возникли после введения в действие Закона “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ“, суд не вправе был применять ограничения, касающиеся продажной цены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 6 июля 1999 года Дело N Ф04/1336-319/А27-99

(извлечение)

Частное предприятие “Транс - Компани“ (далее - ЧП “Транс - Компани“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Комитету по управлению имуществом города Кемерово о понуждении заключить договор купли - продажи нежилого помещения площадью 264 кв. метра, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, 49, с выкупной стоимостью 84522 рубля 24 коп.

Решением суда от 17.03.99 исковые требования удовлетворены. Суд, уточнив пункты 2.2, 2.3, 3.1, 8.2, обязал Комитет по управлению имуществом г. Кемерово заключить с
ЧП “Транс - Компани“, г. Кемерово, договор купли - продажи нежилого встроенного помещения общей площадью 264,0 кв. метра, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, 49, по цене 84522 рубля 24 коп., то есть в редакции истца.

В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.

На упомянутое решение Комитет по управлению имуществом подал кассационную жалобу с просьбой об его изменении в части выкупной стоимости объекта (пункт 2.1 договора), полагая, что при его принятии суд в этой части допустил нарушения норм материального права. В частности, суд нарушил требования Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, которым органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности. Кроме того, суд не принял во внимание то обстоятельство, что Федеральным законом “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ отменен Закон Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“, на основании которого были утверждены Основные положения о приватизации, и продавцам муниципального имущества предоставил право устанавливать начальную цену объектов приватизации с учетом сложившейся конъюнктуры рынка. Перечисленные обстоятельства привели к принятию неправильного решения в части определения выкупной цены подлежащего продаже объекта. Исходя из требований Временного положения о выкупе объектов муниципального нежилого фонда г. Кемерово выкупная стоимость объекта составляет 818400 рублей.

Отзыв на кассационную жалобу истец не представил.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, кассационная инстанция считает, что оно подлежит изменению в части определения выкупной цены приватизируемого объекта.

По результатам коммерческого конкурса
ЧП “Транс - Компани“ стало собственником имущества муниципального торгового предприятия N 87 “Шахтер“ (договор купли - продажи от 16.03.93 N 115, свидетельство о собственности от 09.06.93 N 100).

Как собственнику имущества муниципального торгового предприятия, Комитет по управлению имуществом г. Кемерово по договору аренды от 01.04.93 N 820 сдал истцу в аренду сроком с 01.04.93 по 31.12.2007 нежилое помещение площадью 268,7 кв. метра, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, 49.

Используя свое право на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения, ЧП “Транс - Компани“ направило ответчику заявку на его выкуп. Однако направленный 10.12.98 арендатором договор купли - продажи Комитет по управлению имуществом г. Кемерово не подписал.

Принимая решение о понуждении комитета заключить договор купли - продажи на условиях истца, суд исходил из того, что стороны достигли обоюдного соглашения по уточнению пунктов 2.2, 2.3, 3.1, 8.2.

Вместе с тем цена помещения определена судом применительно к пункту 4.9 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 (далее - Основные положения), исходя из арендной платы, установленной договором аренды и протоколом определения величины арендной платы.

При этом суд счел неправомерной ссылку ответчика на применение им Временного положения о выкупе объектов муниципального нежилого фонда г. Кемерово при определении стоимости выкупаемого объекта нежилого фонда, поскольку оно противоречит пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535, пунктам 1.6, 4.9 Основных положений.

Однако данное судебное решение в части установления цены выкупаемого помещения принято без учета положений Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 названного Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно настоящему Федеральному закону регулируются другими федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Статьей 4 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом о Государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации.

Следовательно, до принятия Программы приватизации действующие программы приватизации, утвержденные указами Президента Российской Федерации, могут применяться в части, не противоречащей Федеральному закону “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ от 21.07.97.

Статья 26 Федерального закона от 21.07.97 регулирует порядок выкупа государственного или муниципального имущества, сданного в аренду. Пункт 1 этой статьи касается двух способов приватизации сданного в аренду имущества: в соответствии с договором аренды с правом выкупа, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены указанным договором, либо посредством преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

В других случаях согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 21.07.97 арендатор имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, признанный покупателем в соответствии со статьей 9 названного Федерального закона, может приобрести такое имущество в порядке, установленном этим Федеральным законом, а также соответственно с программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации.

В качестве одного из способов приватизации государственного и муниципального имущества в статье 16 Федерального закона от 21.07.97 также указан выкуп
арендованного государственного или муниципального имущества.

Поэтому отказ Комитета по управлению имуществом города Кемерово в заключении договора купли - продажи нарушает установленное законодательством право истца на приобретение арендуемого нежилого имущества, которое подлежит судебной защите.

Вместе с тем пункт 3 статьи 26 Федерального закона “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ не относит к предмету ведения Государственной программы приватизации порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами муниципального имущества.

С учетом вышеизложенного установленное пунктом 4.9 Основных положений ограничение размера выкупной стоимости здания, строения, сооружения, определяемой по методике, утвержденной органом местного самоуправления, суммой годовой арендной платы, умноженной на соответствующие коэффициенты, не подлежит применению с момента введения в действие Федерального закона от 21.07.97.

Поскольку правоотношения сторон по выкупу арендованного помещения возникли после введения в действие названного Закона, суд не вправе был при определении стоимости помещения применять ограничения, установленные в абзаце 3 пункта 4.9 Основных положений, заключающиеся в том, что продажная цена не может превышать годовой арендной платы, установленной в договоре аренды с учетом соответствующих коэффициентов.

При таких обстоятельствах Комитет по управлению имуществом г. Кемерово правомерно определил выкупную цену в размере 818400 рублей, произведя расчет выкупной стоимости в соответствии с Временным положением о выкупе объектов муниципального нежилого фонда г. Кемерово, утвержденным решением Совета народных депутатов г. Кемерово от 28.06.96.

Таким образом, в договоре купли - продажи должна быть указана выкупная цена, определенная Комитетом по управлению имуществом г. Кемерово.

В связи с удовлетворением кассационной жалобы, а также тем, что комитеты по управлению имуществом как структурные подразделения органов местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, Комитет по управлению имуществом г. Кемерово
в случае взыскания с него по решению суда 1669 рублей 80 коп. государственной пошлины вправе в порядке статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в Арбитражный суд Кемеровской области за справкой о возврате этой государственной пошлины.

Расходы по государственной пошлине за подачу иска и кассационной жалобы подлежат взысканию на основании статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ЧП “Транс - Компани“.

Руководствуясь пунктом 4 статьи 175, частью 1 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.03.99 по делу N А27-1218/99-1 Арбитражного суда Кемеровской области изменить в части установления судом выкупной цены.

Обязать Комитет по управлению имуществом города Кемерово заключить с ЧП “Транс - Компани“, г. Кемерово, договор купли - продажи нежилого встроенного помещения общей площадью 264,0 кв. метра, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров, 49, по цене 818400 рублей.

В остальной части решение оставить без изменения.

Взыскать с ЧП “Транс - Компани“ в федеральный бюджет государственную пошлину за подачу иска и кассационной жалобы в сумме 2504 рублей 70 коп.

Выдать исполнительный лист.