Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.1999 N Ф04/668-208/А45-99 по делу N А45-3601/98-СА/185 Штраф за нарушение порядка очередности исполнения платежей в бюджет может быть применен только к банку, уполномоченному производить зачисление средств на доходные счета федерального бюджета, открытые в этом банке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 апреля 1999 года Дело N Ф04/668-208/А45-99

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства (УФК) по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3601/98-СА/185,

УСТАНОВИЛ:

Акционерный коммерческий банк (АКБ) “Агропромбанк“ в лице Новосибирского регионального филиала обратился в арбитражный суд с иском к Купинскому отделению УФК по Новосибирской области о признании недействительным акта от 06.02.96 и к УФК по Новосибирской области о признании недействительным принятого по результатам проверки предписания N 61 в части взыскания штрафа в размере 23499249
руб.

До принятия решения истец, руководствуясь статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменил исковые требования и просил признать недействительными акт проверки от 06.02.96, предписание казначейства в части взыскания 23499249 руб. штрафа и возвратить из федерального бюджета 23499 руб. 25 коп.

В обосновании заявленных требований ссылается на то обстоятельство, что органам федерального казначейства предоставлено право наложения на банки и иные финансово-кредитные учреждения штрафов в случаях несвоевременного зачисления ими средств в доходы республиканского бюджета Российской Федерации, в государственные внебюджетные фонды.

По рассматриваемой ситуации актом проверки, как считает истец, было установлено иное правонарушение - задержка исполнения платежных поручений налогоплательщиков.

Решением суда первой инстанции от 18 января 1999 года исковые требования о признании недействительным оспариваемого предписания и возврате из федерального бюджета 23499 руб. 25 коп. удовлетворены, а в части требования к Купинскому отделению УФК по Новосибирской области о признании недействительным акта проверки производство по делу прекращено.

При принятии решения суд посчитал, что в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 “О федеральном казначействе“ у ответчика отсутствуют полномочия по применению финансовых санкций к банкам, которые не имеют счетов по перечислению платежей в бюджет, открытых налоговыми или иными уполномоченными органами.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда. Полагает ошибочным ограниченное толкование полномочий органов федерального казначейства.

Рассмотрев материалы дела, доводы заявителя, кассационная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения арбитражного суда по следующему основанию.

Как следует из материалов дела, Купинским отделением УФК по Новосибирской области проведена проверка соблюдения истцом за декабрь 1995 года первоочередности платежей в бюджет и внебюджетные фонды,
о чем составлен акт проверки от 06.02.96.

По результатам проверки УФК по Новосибирской области принято решение в форме предписания от 20.02.96 N 61 о взыскании с истца 23499249 руб. штрафа за нарушение порядка очередности исполнения платежей в бюджет.

Кассационная коллегия не может согласиться с доводами заявителя жалобы о незаконности решения арбитражного суда, поскольку исходя из содержания пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 “О федеральном казначействе“ и подпункта 3 пункта 12 Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.93 N 864, штраф, предусмотренный этими нормами, может быть применен только к банку, уполномоченному производить зачисления средств на доходные счета федерального бюджета, открытые в этом банке.

Как установлено судом и не отрицается сторонами по делу, таких счетов по платежам в бюджет, открытых налоговыми или иными уполномоченными органами, истец не имел.

Соответствует статьям 22 и 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о прекращении производства по делу в отношении Купинского отделения УФК по Новосибирской области о признании недействительным акта проверки от 06.02.96.

Учитывая произведенный казначейством взаимозачет суммы штрафа, является правильным решение арбитражного суда о возврате истцу из бюджета 23499 руб. 25 коп.

Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 января 1999 года по делу N А45-3601/98-СА/185 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Новосибирской области без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.