Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.02.1999 N Ф04/302-31/А45-99, N Ф04/302-32/А45-99 Исковые требования общества о признании недействительным решения государственной налоговой инспекции в части применения финансовых санкций по налогу на прибыль, НДС, спецналогу, налогам на пользователей автодорог и штрафов удовлетворены в части НДС и взыскания штрафов и пеней, поскольку задолженность юридических лиц по уплате пеней подлежит пересчету.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 февраля 1999 года Дело N Ф04/302-31/А45-99

N Ф04/302-32/А45-99

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Фирма “Влавик“ обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с требованиями о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - ГНИ) и УФСНП Новосибирской области от 15.05.98 N 65 в части применения санкций по налогу на прибыль, НДС, спецналогу, налогам на пользователей автодорог, содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы. Кроме того, считает неправомерным применение штрафных санкций по всем выявленным нарушениям в связи с тем,
что указанные нарушения совершены до реорганизации (преобразования) ИЧП “Фирма “Влавик“ в ООО “Фирма “Влавик“. Также истцом оспаривается правомерность требования ответчиков о внесении в бухгалтерскую отчетность исправлений для отражения суммы заниженной прибыли в размере 10947 руб. 50 коп.

Решением от 02.09.98 в удовлетворении иска отказано со ссылкой на правомерность принятого ответчиками решения.

Апелляционная инстанция постановлением от 26.11.98 решение суда частично отменила, оспариваемое решение признала недействительным в части взыскания заниженного НДС в сумме 261 руб. и соответствующих финансовых санкций, указав, что истец доказал факт оплаты товара по товарно - транспортным накладным NN 7-8/42424 и 7-8/42340. Кроме того, прекращено производство по делу в части требования ГНИ и УФСНП РФ по Новосибирской области о внесении истцом исправлений в бухгалтерскую отчетность для отражения суммы заниженной прибыли в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ГНИ просит отменить постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным оспариваемого решения о взыскании НДС в сумме 261 руб., соответствующих штрафа и пеней. При этом ссылается на то, что принятые апелляционной инстанцией в качестве доказательств платежные поручения свидетельствуют о безналичных расчетах (выделенный в указанных документах НДС принят к возмещению из бюджета), тогда как из представленных ГНИ документов усматривается, что работнику предприятия Трещеву была выдана в подотчет наличная денежная сумма, отчитываясь за которую, он представил товарно - транспортные накладные. Однако документы, свидетельствующие об оплате товара наличными денежными средствами, отсутствуют. В связи с этим налоговая инспекция считает неправомерным предъявление к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость со стоимости оприходованных, но не оплаченных товаров.

Истец также просит отменить
постановление апелляционной инстанции об отказе ему в иске о признании оспариваемого решения недействительным в части начисления пеней и штрафов в связи с тем, что указанные в акте нарушения налогового законодательства совершены до момента реорганизации.

УФСНП по Новосибирской области направило отзыв, просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу истца. Доводы, изложенные в жалобе ГНИ, поддерживает.

Проверив материалы дела в порядке статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, отзыв УФСНП по Новосибирской области, кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Государственной налоговой инспекцией по Железнодорожному району г. Новосибирска совместно с УФСНП РФ по Новосибирской области проведена комплексная документальная проверка ООО “Фирма “Влавик“ по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды за период с 01.10.94 по 01.10.97, по результатам которой составлен акт и принято решение от 15.05.98 N 65 о применении к истцу финансовых санкций.

Доводы истца о неправомерности применения к нему финансовых санкций в виде взыскания штрафов и пеней по всем указанным в решении налогам и сборам в связи с тем, что установленные проверкой нарушения налогового законодательства допущены ИЧП “Фирма “Влавик“, были предметом рассмотрения суда обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Суд, подробно исследовав все обстоятельства дела и представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что истец своими действиями лишил налоговые органы возможности до окончания реорганизации истца провести его документальную проверку.

Кроме того, из устава ООО “Фирма “Влавик“ усматривается, что истец привел в соответствие свой правовой статус
согласно Федеральному закону “О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ“, т.е. фактически реорганизации юридического лица по нормам статьи 58 Гражданского кодекса РФ не произошло.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы истца по тем основаниям, что произошла реорганизация, не имеется. Вместе с тем, оставляя без изменения решение суда первой инстанции об отказе в признании недействительным оспариваемого решения ГНИ в части взыскания пеней, апелляционная инстанция не учла следующее.

Как правильно указано в решении суда, задолженность юридических лиц по уплате пеней подлежит согласно статье 24 Закона “О федеральном бюджете на 1998 г.“ пересчету в порядке, установленном Правительством РФ; такой порядок пересчета задолженности утвержден постановлением Правительства РФ от 09.06.98 N 576. Однако суд указал, что данное постановление издано после окончания проверки и вынесения решения по акту документальной проверки, в связи с чем расчет пеней признал правильным. Данный вывод суда нельзя признать правильным, так как он противоречит части 2 статьи 54 Конституции РФ, устанавливающей, что, если после совершения правонарушения ответственность за него смягчена, применяется новый закон.

Таким образом, у суда не было оснований для неприменения постановления Правительства РФ от 09.06.98 N 576 и отказе в иске истцу о признании недействительным оспариваемого решения в части размера пеней. Начисленные истцу пеней согласно пункту 1 Порядка пересчета задолженности юридических лиц по уплате пени по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы РФ, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства РФ, подлежат пересчету путем уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз. В этой части судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 176 Арбитражного процессуального
кодекса РФ с принятием нового решения согласно пункту 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Кассационная жалоба ГНИ удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт. Из пункта 2.12.1.5 акта проверки усматривается, что у истца отсутствуют документы, подтверждающие факт оплаты товара (углекислоты) по товарно - транспортным накладным NN 7-8/42424 от 04.10.96 и 7-8/42340 от 17.09.96, однако истцом в апелляционную инстанцию представлены документы об оплате углекислоты, полученной по вышеуказанным накладным, платежными поручениями N 205 от 07.10.96 и N 181 от 18.09.96. В связи с изложенным доводы заявителя жалобы о том, что данные платежные поручения “не могут служить подтверждением правомерности требований истца и к нарушениям, указанным в пункте 2.12.1.5 акта, отношения не имеют“, являются неубедительными и кассационной инстанцией отклоняются.

Определением от 21.01.99 заявителю предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения кассационной жалобы. В связи с частичным ее удовлетворением 50 % размера госпошлины, подлежащей уплате при подаче жалобы, взыскивается с истца согласно статье 95 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция

ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 02.09.98 и постановление апелляционной инстанции от 26.11.98 по делу А45-2612/98-СА/116 Арбитражного суда Новосибирской области отменить в части отказа в иске о признании недействительным решения ГНИ по Железнодорожному району г. Новосибирска, УФСНП РФ по Новосибирской области N 65 от 15.05.98 в части взыскания пеней вследствие неприменения постановления Правительства РФ от 09.06.98 N 576 о пересчете
размера пеней путем уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз. Иск в этой части удовлетворить.

Признать недействительным решение ГНИ по Железнодорожному району г. Новосибирска, УФСНП РФ по НСО N 65 от 15.05.98 в части неприменения постановления Правительства РФ от 09.06.98 N 576 “О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней“ о пересчете размера пеней путем уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз.

В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

Взыскать с ООО “Фирма “Влавик“ в доход федерального бюджета расходы по кассационной жалобе в сумме 208 руб. 75 коп., выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.