Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.1997 N Ф04/1380-297/А46-97 по делу N К/У-65 Налогоплательщик при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог обоснованно руководствовался ставками, установленными Законом РФ “О дорожных фондах в РФ“, поскольку закон субъекта РФ, установивший более высокие ставки, не имеет обратной силы и не подлежит применению в спорном налоговом периоде.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 ноября 1997 года Дело N Ф04/1380-297/А46-97

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ГНИ N 1 по Советскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 24.07.97 по делу N К/У-65,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “ЭКООЙЛ“ обратилось с требованием о признании недействительным решения ГНИ по Советскому району г. Омска от 31.03.97 N 04/1699 по камеральной проверке расчета налога на пользователей автодорог за 1996 год.

Решением от 24.07.97 исковые требования удовлетворены со ссылкой на ст. 15 Конституции РФ, ст. 1 Закона
РФ “Об основах налоговой системы в РФ“, согласно которым неопубликованные законодательные и иные нормативные акты не подлежат применению, а законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют (л.д. 27 - 29).

В апелляционной инстанции спор не рассматривался.

В кассационной жалобе ГНИ N 1 по Советскому административному округу г. Омска просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, поскольку ставки налогов в территориальный дорожный фонд, в том числе на пользователей автомобильных дорог в размере 3% от суммы реализованной продукции и 1% от товарооборота, установлен п. 3 Закона Омской области “Об исполнении бюджета территориального дорожного фонда Омской области за 1995 г. и о бюджете территориального дорожного фонда Омской области за 1996 г.“ N 55-ОЗ от 11.06.96, опубликованного в газете “Омский вестник“ N 115 от 19.06.97.

ЗАО “ЭКООЙЛ“ решение считает законным, соответствующим ст.ст. 57, 15 Конституции РФ, ст. 1 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“.

Проверив законность решения в порядке ст. 174 АПК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела, ГНИ по Советскому району г. Омска по результатам камеральной проверки отчета за 1996 г. ЗАО “ЭКООЙЛ“ доначислен налог на пользователей автодорог за 1996 г. в сумме 896730,0 тыс. руб. по ставкам налогов
в размере 3% по выручке от реализации продукции и 1% от товарооборота, установленным ст. 3 Закона Омской области от 11.06.96 “Об исполнении бюджета территориального дорожного фонда Омской области на 1996 год“, вступившего в законную силу 19.06.96, тогда как ЗАО “ЭКООЙЛ“ исчислило налог на пользователей автодорог за период с 01.01.96 по 18.06.96 по ставкам соответственно 0,4% и 0,03%, установленным п. 2 ст. 5 Закона РФ “О дорожных фондах“ от 18.01.96 N 1759-1 (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ “О дорожных фондах в РФ“ представительные органы власти субъектов Федерации могут увеличить ставку налога на пользователей автомобильных дорог, определенную федеральным законом - 0,4% по выручке от реализации продукции, 0,03% - от товарооборота. Законом Омской области от 11.06.96 “Об исполнении бюджета территориального дорожного фонда за 1995 г....“ увеличена ставка налога соответственно до 3% и 1%. Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 25.04.96 N 81 “О Законе Омской области “Об исполнении бюджета территориального дорожного фонда за 1995 г....“ (п. 3) указанный Закон введен в действие с момента его опубликования, то есть с 19.06.96, а ставки налогов, формирующих территориальный дорожный фонд, постановлено считать действующими с 01.01.96.

Согласно ст. 15 п. 3 Конституции РФ, Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.
Ст. 57 Конституции РФ определяет, что Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Порядок введения в действие Закона Омской области от 11.06.97, ухудшающего положение налогоплательщиков, означает придание ему обратной силы. П. 3 Постановления Законодательного собрания от 24.04.96 противоречит также ст. 1 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“, согласно которой Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “п. 2 ст. 15“ имеется в виду “п. 2 ст. 5“.

Следовательно, при определении ставок налогов за период с 01.01.96 по 19.06.96 истец правомерно руководствовался п. 2 ст. 15 Закона РФ “О дорожных фондах в РФ“, поскольку иные ставки в соответствии с Законом Омской области от 11.06.96 могут применяться только с 19.06.96, то есть с момента опубликования Закона.

Какими-либо иными Законами Омской области ставки налогов на дорожные фонды за период до 19.06.96 не были установлены, поэтому ссылка заявителя на ст. 3 Закона Омской области “Об исполнении бюджета территориального дорожного фонда Омской области на 1994 г. и о проекте бюджета территориального дорожного фонда Омской области на 1995 год“, принятого Постановлением Законодательного Собрания Омской области N 111 от 14.09.95, не может быть принята во внимание.

Выводы арбитражного суда о правомерности действий ЗАО “ЭКООЙЛ“
при оплате налога по ставкам, определенным Законом РФ “О дорожных фондах“, является правильным и основанным на нормативных актах, перечисленных выше.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция

ПОСТАНОВИЛА:

Решение Арбитражного суда Омской области от 24.07.97 по делу N К/У-65 оставить без изменения, кассационную жалобу ГНИ по Советскому административному округу г. Омска без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.