Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.10.1997 N Ф04/1309-142/А67-97 по делу N А67-1573/97-АП-140/97г Постановление налогового органа признано недействительным в части взыскания лицензионного сбора за продажу алкогольной продукции, поскольку годовой объем оборота алкогольной продукции организации составил менее 0,02 миллионов декалитров, вследствие чего обязанность по уплате сбора отсутствовала, кроме того, постановление принято на основании нормативного акта, признанного неконституционным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 20 октября 1997 года Дело N Ф04/1309-142/А67-97

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества инвалидов г. Северска на решение от 23.06.1997 и постановление апелляционной инстанции от 05.08.1997 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-1573/97-АП-140/97г.,

УСТАНОВИЛ:

Городское общество инвалидов г. Северска обратилось с иском о признании недействительным постановления Госналогинспекции по г. Северску Томской области от 04.07.1996 N 423 в части взыскания штрафа в сумме 605000000 рублей (в размере 10000-кратного размера установленной минимальной оплаты труда) за осуществление оптовой продажи в декабре
1995 года алкогольной продукции без наличия лицензии. В процессе рассмотрения дела истец в порядке статьи 37 АПК РФ уточнил исковые требования и просил признать недействительным постановление ГНИ в части взыскания 703600 рублей лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции, 64500 рублей пени за задержку уплаты лицензионного сбора, 605000000 рублей штрафа.

Решением суда от 23.06.1997 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то, что на день оптовой продажи истцом алкогольной продукции без уплаты лицензионного сбора и отсутствии лицензии и на день принятия решения налоговой инспекцией действовали нормативные акты об уплате лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции и об ответственности за безлицензионное осуществление указанного вида деятельности.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.08.1997 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе истец просит отменить оба судебных акта, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права: неприменение гл. VII Порядка внесения в бюджет лицензионных сборов за производство, разлив, хранение, оптовую продажу алкогольной продукции, зарегистрированного в Минюсте 10.04.1995 за N 829, неправильное применение Федерального закона РФ N 171 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“, нарушение статьи 54 Конституции РФ.

В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Представители ответчика не согласны с доводами, изложенными в жалобе, представили отзыв, принятые судебные акты считают законными и обоснованными.

Проверив материалы дела в порядке статьи 174 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон, кассационная коллегия находит решение и постановление апелляционной инстанции по данному делу подлежащими отмене по следующим мотивам.

Материалами дела установлено, что ГНИ по г. Северску проведена документальная проверка соблюдения налогового законодательства
в общественном объединении “Городское общество инвалидов“, по результатам которой составлен акт N 423 от 28.06.1996 и принято постановление от 04.07.1996 N 423 о применении финансовых санкций.

Как следует из постановления ГНИ, финансовые санкции в виде взыскания 605768100 рублей применены за оптовую продажу алкогольной продукции без лицензии, в том числе 703,6 тыс. рублей - сумма лицензионного сбора; 64,5 тыс. рублей - пени за задержку уплаты лицензионного сбора; 605000,0 тыс. рублей - штраф в размере 10000-кратного размера установленной минимальной оплаты труда. Из акта не усматривается, каков объем оборота алкогольной продукции составил у истца на момент проверки, однако, материалами дела установлено, что истцом реализовано алкогольной продукции в объеме 0,0000176 млн. декалитров в декабре 1995 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истец является плательщиком лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции независимо от ее реализованного количества, поэтому посчитал правомерным решение ГНИ о взыскании лицензионного сбора, пени и штрафа, предусмотренного пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 28.02.1995 N 197.

Однако, с данным выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Статьей 3 Закона РФ N 171 от 22.11.1995 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ предусмотрен порядок лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 6% от объема единицы алкогольной продукции и с объемом указанных производств или оборота в перерасчете на абсолютный алкоголь более 0,02 млн. декалитров в год.

На основании поручения о приведении правовых актов Президента и Правительства в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации N 171 Указом Президента
РФ от 13.02.1996 N 192 признан утратившим силу Указ Президента РФ от 11.06.1993 N 918, во исполнение которого принято Постановление Правительства РФ от 28.02.1995 N 197.

Правительством Российской Федерации Постановлением от 08.02.1996 N 127 (в редакции от 18.07.1996 N 806) утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции, предусматривающее порядок лицензирования оборота по реализации алкогольной продукции, при котором обязанность получения лицензии на осуществление деятельности по оптовой реализации этой продукции также поставлена в зависимость от объема ее годового оборота.

Как указано выше, объем оборота алкогольной продукции у истца составил менее 0,02 млн. декалитров. Таким образом, на момент принятия налоговой инспекцией постановления N 423 от 04.07.1996 ответственность за оптовую продажу алкогольной продукции в указанных объемах исключена. Кроме того, налоговая инспекция приняла постановление N 423 от 04.07.1996 на основании Порядка о внесении в бюджет лицензионных сборов..., разработанного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 197 “О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции“. Указанное Постановление Правительства РФ согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18.02.1997 N 3-п признано не соответствующим статьям 57 и 75 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Признание неконституционным указанного Постановления Правительства РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на Постановлении Правительства РФ. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 АПК РФ арбитражный суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ
и Постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно статье 15 Конституции РФ законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. В случае противоречия закона или иного правового акта Конституции РФ, арбитражный суд должен принять решение в соответствии с Конституцией РФ.

Исходя из смысла статьи 54 Конституции РФ исковые требования Общества инвалидов г. Северска подлежат удовлетворению.

Выводы суда о правомерности взыскания лицензионного сбора и пени являются ошибочными, так как сделаны без учета главы VII Порядка внесения в бюджет лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, пункта 2.3 Порядка внесения сбора за обследование организаций на соответствие требованиям, предъявляемым к производству, розливу, хранению и оптовой продаже алкогольной продукции, правил представления организациями заявок на проведение обследования, статей 1, 2, 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23.06.1997 и постановление апелляционной инстанции от 05.08.1997 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-1573/97-Ап-140/97 отменить.

Принять новое решение.

Признать недействительным постановление Госналогинспекции по г. Северску Томской области от 04.07.1996 N 423 в части взыскания 703,6 тыс. рублей лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции, 64,5 тыс. рублей пени и 605000 тыс. рублей штрафа, всего в сумме 605768100 рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.