Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.1997 N Ф04/1239-387/А45-97 по делу N А45-2714/97-СА/79 В удовлетворении заявления о признании недействительными указаний налоговой инспекции о привлечении банка к ответственности за задержку перечисления платежей в банк отказано, поскольку банком и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 1 октября 1997 года Дело N Ф04/1239-387/А45-97

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ГНИ по г. Новосибирску на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.06.97 и постановление апелляционной инстанции от 11.08.97 по делу N А45-2714/97-СА/79,

УСТАНОВИЛ:

АКБ “Инкомбанк“ в лице филиала “Сибирский“ г. Новосибирска обратился с заявлением о признании недействительными Указаний ГНИ по г. Новосибирску от 08.04.97 N ЛЖ -13-14/1949 по акту документальной проверки от 01.04.97, о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) N 2109 от 22.04.97.

Решением суда от
18.06.97 Указания ГНИ по г. Новосибирску от 08.04.97 N ЖЛ-13-14/1949 по акту проверки от 01.04.97 признаны недействительными со ссылкой на ст. 855 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую порядок очередности списания денежных средств со счета плательщика. В остальной части иска о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения N 2109 от 22.04.97 отказано в связи с отсутствием предмета спора, так как денежные средства по спорному поручению были списаны в бюджет 23.04.97 до подачи иска в суд (л.д. 20 - 22).

Постановлением апелляционной инстанции от 11.08.97 решение суда оставлено без изменения (л.д. 31 - 34).

В кассационной жалобе ГНИ по г. Новосибирску просит отменить решение и постановление арбитражного суда в части признания недействительными Указаний ГНИ по г. Новосибирску от 08.04.97 на сумму 3916479 руб. пени, как противоречащие ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“.

АКБ “Инкомбанк“ возражает против кассационной жалобы, считает судебные акты соответствующими примененным нормативным актам.

Проверив законность решения и постановления апелляционной инстанции арбитражного суда в порядке ст. 174 АПК РФ, кассационная инстанция находит их подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела усматривается, что ГНИ по г. Новосибирску проведена проверка по соблюдению АБ “Инкомбанк“ очередности в оплате платежных документов предприятий-недоимщиков. По результатам проверки составлен акт без номера от 01.04.97, в котором установлено, что АКБ “Инкомбанк“ нарушена ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ в части очередности перечисления платежей в бюджет: при наличии в картотеке N 2 платежных документов на перечисление платежей в бюджет 3-м владельцам счетов были выданы наличные средства на выдачу заработной платы. За задержку
перечисления платежей в бюджет банку начислены пени в сумме 7742039 руб., о чем вынесены Указания от 08.94.1997 за N ЛЖ-13-14/1949. Пени предъявлены к списанию инкассовым поручением (распоряжением) N 2109 от 22.04.97.

Согласно ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ банкам и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет. В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка платежного поручения налогоплательщика с него взыскивается пени в размере 0,2% неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “в Законе РФ“ имеется в виду “в Законе РСФСР“.

Первоочередной порядок перечисления в бюджет налоговых платежей и сборов установлен п. 2 Постановления Верховного Совета РФ N 3256-1 от 10.07.92 “О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в Республиканский бюджет Российской Федерации“, в Законе РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ“.

При таких обстоятельствах позиция госналогинспекции является правильной, пени за задержку перечисления средств в бюджет начислены правомерно.

Ссылка суда на то, что у налогоплательщика отсутствовали денежные средства в полном объеме, необходимые для перечисления в бюджет, не может быть принята во внимание. Данное обстоятельство не освобождает налогоплательщика и банк от обязанности соблюдения первоочередности платежей.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция

ПОСТАНОВИЛА:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.06.97, постановление апелляционной инстанции от 11.08.97 по делу А45-2714/97-СА/79 отменить в части признания недействительным Указания ГНИ по г. Новосибирску от 08.04.97 N ЛЖ-13-14/1949 по акту документальной проверки от 01.04.97 филиала “Сибирский“ АБ “Инкомбанк“.

В удовлетворении исковых требований в этой части
отказать.

В остальном - решение оставить без изменения.

Взыскать с расчетного счета филиала “Сибирский“ АБ “Инкомбанк“ N 800161607, Дзержинский РКЦ г. Новосибирска, в доход Федерального бюджета РФ расходы по госпошлине, в том числе по кассационной жалобе, в сумме 1252350 руб.

Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.