Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.1997 N Ф04/385-57/А75-97 по делу N 472-А Осуществление обществом оптовой реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии является основанием для привлечения к административной ответственности в виде взыскания штрафных санкций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 1997 г. N Ф04/385-57/А75-97

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО “ЛУКойл-Урайнефтегаз“ от 05.02.97г. N 12-01-173 на постановление апелляционной инстанции от 08.01.97г. по делу N 472-А Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, по иску ОАО “ЛУКойл-Урайнефтегаз“ к Государственной налоговой инспекции по городу Ураю Ханты-Мансийского автономного округа о признании недействительным решения от 27.09.96г. N 06/2479,

установил:

ОАО “ЛУКойл-Урайнефтегаз“ г. Урай обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Ураю Ханты-Мансийского автономного округа о признании недействительным решения от 27.09.96г. N 06/2479 о наложении штрафа в сумме
759 000 000 рублей за оптовую реализацию алкогольной продукции без лицензии, на основании того, что налоговой инспекцией при применении штрафных санкций неправильно применены нормы права.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 05.11.96г. иск удовлетворен.

Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что истцом реализовано алкогольной продукции намного менее объемов, лицензирование которых отнесено к ведению федеральных органов Федеральным законом “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и аналогичной продукции“ и на момент реализации алкогольной продукции принятое Положение о лицензировании администрацией Ханты-Мансийского автономного округа от 12.04.96г. N 127 не вступило в силу. Следовательно, оснований для привлечения истца к ответственности не имеется.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.01.97г. этого же суда решение от 05.11.96г. отменено и в удовлетворении иска отказано.

В обоснование принятого постановления судом указано на то, что деятельность истца по оптовой торговле вино-водочными изделиями подтверждается накладными от 02.08.95г. N 001613, от 23.05.96г. N 00768, от 27.05.96г. N 00782, осуществлялась без лицензии на оптовую продажу в нарушение Временного порядка оформления лицензий на производство, разлив и хранение на предприятиях алкогольной продукции, в том числе спирта этилового из всех видов сырья, и его оптовую продажу, зарегистрированного Минюстом Российской Федерации 05.08.94г. N 654, Порядка внесения в бюджет лицензионных сборов за производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, зарегистрированное Минюстом Российской Федерации 10.04.95г. N 829. Поэтому решение налоговой инспекции правомерно.

В кассационной жалобе истец просит отменить постановление апелляционной инстанции, принятое в нарушение норм материального права, и оставить в силе решение от 05.11.96г.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, так как оно принято в соответствии
с правовыми актами, зарегистрированными Минюстом Российской Федерации.

Представитель истца поддержал кассационную жалобу.

Представитель ответчика поддержал отзыв на кассационную жалобу.

Арбитражный суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ГНИ по городу Ураю проведена перепроверка соблюдения налогового законодательства по выявлению оптовой реализации алкогольной продукции ОАО “ЛУКойл-Урайнефтегаз“, подлежащей лицензированию, за период с 01.08.95г. по 01.08.96г. Проверкой установлена оптовая реализация алкогольной продукции без лицензии. По результатам перепроверки составлен акт от 12.09.96г. и принято решение от 27.09.96г. N 06/2479 о применении к истцу штрафа в сумме 759 000 000 рублей на основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.95г. N 197.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации “О введении платы за выдачу лицензий на производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции“ от 28.02.95г. N 197 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.95г. N 1180) во исполнение Указа Президента Российской Федерации “О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции“ от 11.06.93г. N 918 установлены федеральные сборы: лицензионный сбор за производство, разлив и хранение алкогольной продукции; лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции; сбор за обследование предприятий (пункт 1). За производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции без лицензии установлены штрафные санкции в 10 000-кратном размере установленной минимальной оплаты труда (пункт 8).

В соответствии с названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.95г. N 197 Министерством финансов Российской Федерации (N 28), Государственной инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации (N 1-10/372), Государственной налоговой службой Российской Федерации
(N ВГ-6-04/17) разработан Порядок внесения в бюджет лицензионных сборов за производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 10.04.95г. N 829.

Установленные федеральные лицензионные сборы Правительством Российской Федерации закреплены Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1995 год“ от 31.03.95г. N 39-ФЗ, Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1996 год“ от 31.10.95г. N 228-ФЗ и являются одним из источников доходов федерального бюджета на 1995 год и 1996 год.

Установленный порядок федеральных лицензионных сборов в проверяемый период истца, осуществлявшего оптовую продажу алкогольной продукции без лицензии, в установленном законом порядке не отменялся. Положение “О лицензировании деятельности оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции“, утвержденное постановлением администрации Ханты-Мансийского автономного округа от 12.04.96г. N 127, принятое во исполнение Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“, в установленном законом порядке в законную силу не вступило. Следовательно, на истца распространяется не отмененный порядок федеральных лицензионных сборов. Поэтому доводы истца о том, что налоговой инспекцией неправомерно применены штрафные санкции за оптовую реализацию алкогольной продукции без лицензии на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.95г. N 197 (с изменениями от 27.11.95г. N 1180), необоснованные.

Доводы представителя истца о том, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.95г. “О введении платы за выдачу лицензий на производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции“ от 18.02.97г., Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.95г. N 197 признано несоответствующим Конституции Российской Федерации и поэтому не должно применяться при разрешении спора, необоснованные, поскольку согласно мотивировочной и
резолютивной части названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.95г. N 197 утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97г. Следовательно, названное Постановление не утратило силу на момент рассмотрения спора по настоящему делу.

Исходя из изложенного следует признать, что постановление апелляционной инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права и оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление апелляционной инстанции от 08.01.97г. по делу N 472-А Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.