Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 23.12.2003 N КГ-А40/10120-03-7 по делу N А40-2421/03-101-4Б Суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о включении в реестр требований кредиторов суммы задолженности по страховым взносам в Фонд социального страхования РФ, т.к. требования предъявлены лицом, не имеющим права на предъявление требований об уплате обязательных платежей названного Фонда.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 декабря 2003 г. Дело N КГ-А40/10120-03-7

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Яскина С.А., судей Бутриной Т.П. и Стрельникова А.И., при участии в заседании от заявителя: представитель не явился; от должника: конкурсный управляющий ОАО АКБ “СбС-АГРО“ - ГК “АРКО“ (Г. - начальник отдела претензионно-исковой работы, доверенность N 335 от 11.11.2003), рассмотрев 16 декабря 2003 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на определение от 21 июля 2003 года Арбитражного суда города
Москвы по делу N А40-2421/03-101-4Б, принятое судьей первой инстанции Поповой Г.Н., по делу о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации - ОАО АКБ “СбС-АГРО“ в части требования ГУ - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования РФ,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2003 года Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк “СбС-АГРО“ (далее по тексту - ОАО АКБ “СбС-АГРО“ или должник) признано несостоятельным (банкротом) как ликвидируемый должник, в отношении него открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию “Агентство по реструктуризации кредитных организаций“ (далее по тексту - ГК “АРКО“).

Государственное учреждение - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ - Псковское региональное отделение ФСС РФ или заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием от 21 апреля 2003 года N 01-07/04/593 о включении в реестр требований кредиторов должника его требований в размере 50339 рублей 64 копеек, в том числе 20809 рублей 92 копейки - задолженность по страховым взносам и 29529 рублей 72 копейки - задолженность по неисполненным поручениям страхователей.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2003 года (изготовлено в полном объеме 28.07.2003) по делу N А40-2421/03-101-4Б во включении в реестр требований кредиторов ОАО АКБ “СбС-АГРО“ требований ГУ - Псковского регионального отделения ФСС
РФ в размере 50339 рублей 64 коп. было отказано (т. 325, л. д. 162 - 164).

Суд первой инстанции исходил из того, что требования предъявлены лицом, не имеющим права на предъявление требований об уплате обязательных платежей, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) требования по обязательным платежам предъявляются уполномоченным органом, каковым является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 года N 100. При этом суд руководствовался статьями 32, 100, 142 Закона о банкротстве.

В апелляционную инстанцию Арбитражного суда города Москвы определение от 21 июля 2003 года в части требований ГУ - Псковского регионального отделения ФСС РФ не обжаловалось.

Не согласившись с определением от 21 июля 2003 года, ГУ - Псковское региональное отделение ФСС РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение отменить в обжалуемой части и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.

Жалоба заявителя мотивирована тем, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции неправильно применил пункт 1 статьи 11 Закона о банкротстве. Заявитель полагает, что определение вынесено судом без учета Постановления Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2003 года N 218 “О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“, которым не урегулирована процедура объединения и представления требований Фонда с требованиями Российской Федерации. Заявитель считает, что ГУ - Псковское региональное отделение ФСС РФ является конкурсным кредитором в отношении задолженности ОАО АКБ “СбС-АГРО“ по неисполненным платежным поручениям клиентов Банка и имеет право требования к должнику.

В заседании кассационной инстанции представитель конкурсного управляющего ОАО АКБ “СбС-АГРО“ возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что ГУ - Псковское региональное отделение ФСС РФ не является лицом, участвующим в деле, и определением от 27 октября 2003 года Арбитражный суд города Москвы по настоящему делу обязал конкурсного управляющего ОАО АКБ “СбС-АГРО“ включить в реестр требований кредиторов должника требования по обязательным платежам, отзыв на кассационную жалобу заявителя в кассационную инстанцию не представил.

ГУ - Псковское региональное отделение ФСС РФ, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, своего представителя в суд не направило.

Обсудив доводы кассационной жалобы заявителя, заслушав представителя конкурсного управляющего ОАО АКБ “СбС-АГРО“, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права,
а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемый судебный акт должен быть в обжалуемой части оставлен без изменения, а кассационная жалоба ГУ - Псковского регионального отделения ФСС РФ - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ 2002 года в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей представляют уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 года N 100 “Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих“ установлено, что уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Требования, предъявленные ГУ - Псковским региональным отделением ФСС РФ по задолженности ОАО АКБ “СбС-АГРО“ по страховым взносам, относятся к обязательным платежам, следовательно, представлять эти требования должны уполномоченные органы, каковым заявитель не является.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае требования предъявлены
лицом, не имеющим право на предъявление требований об уплате обязательных платежей. Нарушений норм материального права в данном случае судом первой инстанции не допущено.

Довод заявителя о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 218 “О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“ не урегулирована процедура объединения и представления требований Фонда социального страхования РФ с требованиями Российской Федерации, является несостоятельным по следующим основаниям.

Положение о предъявлении требований по обязательствам Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 218 “О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“, разработано в целях подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом, объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, координации деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур банкротства.

Статьей 9 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05 августа 2000 года N 118-ФЗ установлено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, требования о взыскании страховых взносов к должнику согласно вышеуказанной норме права уполномочены предъявлять налоговые органы Российской Федерации.

В пункт 5 Приложения N 2 (перечень федеральных органов исполнительной власти и иных органов, которым направляется уведомление) к Положению о предъявлении требований
по обязательствам Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 218 “О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“, включено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (его территориальный орган), следовательно, указанным Положением урегулирован вопрос представления требований Фонда социального страхования Российской Федерации в делах о банкротстве.

Кассационная инстанция не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого определения, так как не усматривает процессуальных нарушений при вынесении названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах жалоба ГУ - Псковского регионального отделения ФСС РФ по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Кассационная жалоба ГУ - Псковского регионального отделения ФСС РФ рассмотрена кассационной инстанцией и резолютивная часть настоящего постановления в порядке статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оглашена 16 декабря 2003 года, а данное постановление в полном объеме изготовлено декабря 2003 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 284 - 287, 289 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2003 года по делу N А40-2421/03-101-4Б в части требований ГУ - Псковского регионального отделения
ФСС РФ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.