Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 09.12.2003 N КА-А40/9893-03 Филиалы и представительства российских организаций не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 9 декабря 2003 г. Дело N КА-А40/9893-03

(извлечение)

Инспекция МНС РФ N 26 ЮАО г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с ГУП “523 Управление строительно-монтажных работ Министерства обороны РФ“ налоговых санкций в сумме 2765127,60 руб., начисленных на основании решения Инспекции от 31.10.02 N 06-15/19625, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки филиала (ГУП “481 Управление начальника работ“).

Решением от 24.06.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.03, в удовлетворении заявленного налоговым органом требования отказано. При этом судебные инстанции исходили из
того, что налоговым органом не доказан факт совершения налоговых правонарушений головной организацией.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 26 по ЮАО г. Москвы, в которой Инспекция просит решение и постановление суда отменить, указывая на то, что в ходе выездной налоговой проверки филиала установлены правонарушения, влекущие доначисление налогов, пени и взыскание налоговых санкций.

В судебное заседание представитель Общества не явился, извещен. Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Выслушав представителя Инспекции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. ст. 9, 11, 19, 107 Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и представительства российских организаций с 01.01.1999, то есть с момента вступления в силу названного Кодекса, не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Это также следует из ст. 9 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (в ред. Федерального закона РФ N 156-ФЗ от 09.07.99 “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“) и п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

В тексте документа,
видимо, допущена опечатка: вместо ФЗ N 156-ФЗ от 09.07.99 имеется в виду ФЗ N 155-ФЗ от 09.07.99.

Судом правильно применен п. 6 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Судом установлено и не оспаривается Инспекцией, что встречная проверка головной организации налогоплательщика налоговым органом не проводилась, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что не доказано совершение налоговых правонарушений головной организацией, являющейся налогоплательщиком. Кроме того, в процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель налогового органа подтвердил, что доказательств неуплаты ГУП “523 Управление строительно-монтажных работ Министерства обороны РФ“, то есть непосредственным налогоплательщиком, налоговых платежей, доначисленных филиалу, у ИМНС РФ N 26 по ЮАО г. Москвы не имеется.

Представитель Общества, в свою очередь, со ссылкой на приказ об учетной политике, указал, что доначисленные филиалу налоговые платежи входили в единую налогооблагаемую базу ГУП “523 Управление строительно-монтажных работ Министерства обороны РФ“ и уплачивались непосредственно налогоплательщиком.

Данное обстоятельство Инспекцией не опровергнуто.

В связи с вышеизложенным судебные инстанции пришли к выводу о том, что заявителем в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации не доказано совершение налогового правонарушения ГУП “523 Управление строительно-монтажных работ Министерства обороны РФ“, непосредственно являющимся
налогоплательщиком.

Жалоба не содержит аргументов, опровергающих выводы судебных инстанций, а также доводов о неправильном применении норм материального права, в том числе ст. 4 Федерального закона N 155-ФЗ от 09.07.99, из буквального содержания которой следует, что филиалы и представительства только исполняют обязанности своих головных организаций по уплате налогов, не являясь при этом самостоятельными налогоплательщиками.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо ст. 4 ФЗ имеется в виду п. 4 ст. 1 ФЗ N 155-ФЗ от 09.07.99.

Оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, кассационная инстанция также исходит из того, что при проведении налоговой проверки филиала юридического лица налоговым органом не принято во внимание, что в целях налогообложения финансовые результаты деятельности обособленных подразделений подлежат учету в составе финансового результата деятельности организации в целом за соответствующий налоговый период.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о необоснованности заявленных Инспекцией требований. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, и оснований для их переоценки, на что направлены доводы жалобы, у кассационной инстанции не имеется.

Учитывая вышеизложенное, судебные акты являются законными и обоснованными, вынесенными с соблюдением норм материального и процессуального права, а потому отмене и изменению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.06.2003 и постановление от 03.09.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-13065/03-116-204 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 26 по Южному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.